Генический морской порт
история возникновения и работы портопункта в Геническе
Херсонский край издавна считался аграрным регионом. Значительное количество выращенной сельскохозяйственной продукции нуждалось в транспортировке в места переработки и на рынки сбыта .
Удовлетворяли эти потребности морские порты. Херсонщина омывается двумя морями - Черным и Азовским. История возникновения Херсонского морского порта неплохо изучена, чего нельзя сказать об истории Генического морского порта.
Собственно портовая территория была в Геническе от самого момента его основания.
Генический морской порт
Город Геническ расположен в юго-восточной части Приазовской низменности, на побережье Утлюкского лимана Азовского моря и пролива Тонкой, который соединяет Утлюкский лиман Азовского моря с Сивашом.
Первое упоминание о Геническе сотносится к 1784 г. когда на берегах Азовского моря и Сиваша возникло небольшое поселение Усть-Азовск, которое впоследствии получило название Геническ.
Горожане занимались земледелием, овцеводством и рыболовством. Значительное развитие получила также добыча соли.
В 1835 от Геническа по Арабатской стрелке был проложен почтовый тракт в Феодосию. Расположенный на пути, Геническ со временем стал одним из центров Приазовья, через который за границу вывозились хлеб, соль, шерсть.
Тогда же появились первые постройки будущего порта
В докладе члена общества содействия российскому торговому мореплаванию инженера Н.А.Сахновского отмечается, что в 1882 в городе Геническ отсутствует то, что обычно считается морским портом, а именно: "часть моря, защищенная от волн или бассейн, вырытый на берегу, к которым заходили бы корабли дальнего плавания, которые имеют глубокую осадку, и которые загружались бы прямо с набережной или вагона железной дороги, - а существует лишь естественный, ничем не защищенный рейд "
Генический маяк - старое фото
В Геническом порту грузы к судам в то время подвозились от пристани каботажными судами с мелкой осадкой.
Для устранения этих проблем нужно было построить порт, используя существующие природные возможности.
Уточним, что в течение последней четверти XIX в. в Российской Империи осуществлялись официальные изыскания по строительству азовских портов.
В 1875 году был разработан проект улучшения генического порта, которым определялось пять различных мест для прорытие углубленного морского канала как варианта территориального размещения порта.
По результатам поисковых работ, в 1893 был разработан план генического порта, по которому предусматривалось прорыть углубленный подходной морской канал глубиной до 12 футов, возвести здание пароходного агентства, деревянные и кирпичные хлебные амбары, лоцмейстерскую казарму.
Генический пролив Тонкий и железная дорога (на заднем плане)
Объемы перевозок генического порта начали расти с 1876 г., когда от вновь построенной железной дороги Лозовая - Симферополь была проложена железнодорожная ветка в г.Геническ.
Из Генического порта на то время ежегодно отправлялось более 4 млн. пудов зерна на экспорт.
Так, в 1887 году из Генического порта было вывезено зерновых на 1 млн. 311,3 тыс. рублей.
Порт обслуживал как каботажные перевозки, так и международные.
В течение 1887 в Генический порт зашло 115 каботажных судов и 22 судна под иностранными флагами.
В конце 1880-го г. в Геническом порту было прописано 13 судов, среди владельцев которых были такие генические мещане как Федор Яната и Николай Караданай.
Восемь из тринадцати судов были построены на месте, в Геническе, а именно: катер "Илья", трамбаки "Елизавета", "Святой Иоанн", "Святой Николай", "Святая Анастасия", "Пликсевра" и "Травиата", а также голета "Владислав".
Трембака (от итал. trabaccolo) — парусное двухмачтовое грузовое, торговое или рыболовецкое судно
Голет
(Shooner) — судно с вооружением шхуны; между мачтами имело грот-стаксель, а на бушприте два кливера. Голеты считались удобными для лавировки и управлялись небольшим числом людей. Применялись как в военном, так и в гражданском флотах.
Генические суда в проливе Тонкий
Все суда, приписанные к генического порта, имели патент на "малое плавание"
Юридическую основу своего существования Генический порт получил только в 1898 году, когда законом Российской империи "Об отчуждении частного земельного недвижимого имущества под обустройство порта, который строится в г.Геническ ", четыре десятины и семьсот шестьдесят квадратных сажень земли с постройками, которые располагались на ней, были отданы под обустройство в г.Геническе порта.
В 1912 от городской железнодорожной станции к Геническому порту проложили железнодорожный путь протяженностью в 1 км.
Порт стремительно развивался, товарооборот набирал объемы, город расширялся, увеличивалось количество населения.
В.Пихуля отмечает, что в навигационный период 1913 года грузовой товарооборт порта достигал 25 млн. пудов в год, из которых 6 млн. пудов в каботаже.
За границу вывозили зерно, муку, шерсть. В каботаже - соль, муку, уголь, дрова. На грузовых работах ежедневно работало до 800 человек. Эти работы осуществлялись вручную.
Набережная в Геническе с приготовленным для отправки грузом
Указанные выше данные об истории Генического порта времен Российской Империи содержатся в печатных изданиях того времени, статистических сборниках, атласах карт и сведениях императорского общества содействия российскому торговому мореплаванию.
Интересные материалы имеются в краеведческих исследованиях, в частности в работе В. Пихуля "Геническ и геничане", где целый раздел "Порт - сердце города" посвящен истории Генического порта.
Текст книги Виталия Пихули иллюстрирован многими фотографиями.
Причал у Генического морского порта
Впрочем документы по истории Генического порта за 1898-1922 гг. на хранение в государственный архив Херсонской области не поступали.
Отсутствие архивных документов за указанный период объясняется постоянными административно-территориальными изменениями в стране, непосредственно касающихся города Геническ.
Так, на момент основания порта Геническ был городом Мелитопольского уезда Таврической губернии, которая была ликвидирована в марте 1918
С этого же года город входит в состав Екатеринославской, с 1920 - Александровской, с 1921 - Запорожской, а с 1922 г. . - опять Екатеринославской губернии.
После ликвидации губерний, а затем и округов в 1932 году Генический район принадлежал к Днепропетровской области, а с 1939г. - Запорожской области.
Только после освобождения территории Херсонщины от нацистской оккупации и образования по указу Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1944 Херсонской области, в ее состав вошел Генический район
Основной массив документов советской эпохи, содержащих сведения о работе генического порта, размещен в нескольких архивных фондах, а именно: "Генический уездный исполнительный комитет", "Генический районный комитет компартии Украины", "Исполнительный комитет Херсонского областного совета", "Херсонский областной комитет компартии Украины ","Исполнительный комитет Генического районного совета ","Исполнительный комитет Генического городского совета",
"Геническое уездное статистическое бюро ".
Хронологически эти фонды охватывают период с 1920-х до 1960-х гг.
В основном это докладные записки о состоянии и развитии порта, которые рассматривали на заседаниях исполнительных комитетов, исторические справки, а также приказы о назначении на должность ответственных работников портовой администрации, отчеты о работе партийного звена.
Используя указанные документы, можно частично воспроизвести историю порта после гражданской войны, его работу в 1920-1940-х гг. и после Великой Отечественной войны.
Первые документы о деятельности Генического порта в послереволюционный период отложились в материалах переписи учреждений Екатеринославской губернии в октябре 1922 года.
Найдена карточка организации - Управление генического торгового порта - Морагенство, которое подчинялось народному комиссариату путей сообщения и размещалось по ул.Морской, 16.
Географически порт обслуживал территорию от с.Кирилловка до с.Чокрак.
Генический торговый порт согласно обзору источников и документальных свидетельств советского времени начал работать в декабре 1920 года. и находился на гособеспечении.
По штату в управлении работало 4 служащих и 3 рабочих. Из семи человек мужского пола старше 18 лет один получал ставку квалифицированного рабочего. Служащие получали зарплату в соответствии со ставками союза государственного пароходства.
Основные документы, касающиеся генического порта - это многочисленные резолюции о восстановлении его работы, проведениии ремонта причалов, разрушенных во время гражданской войны.
Так, в докладе Генического уездного исполнительного комитета от 16 июля 1923 "Об использовании Генического порта для экспорта хлеба" отмечалось, что из-за полного разрушения Генического порта, пристани и складов, а также недостатка средств на ремонт и работ по расчистке каналов, транспортная секция Генического уездного комитета считает нецелесообразным его восстановление. Тогда работы по восстановлению порта были остановлены и начались только в 1926
Тогда Генический районный комитет компартии Украины 1 апреля 1926 принял резолюцию: "... Генический порт может служить по своему географическому положению очень удобным экспортным и импортным пунктом, но нужно его восстановление, поэтому просим окружной исполком поддержать перед центром предоставленную Президиумом райисполкома просьбу о восстановлении порта "
В течении 1927 на территории Генического порта было отремонтировано два участка пристани длиной 56 и 74 погонных сажней
В том же году было принято решение о возобновлении экспорта хлеба через порт Геническ (до 1927 гг. такие перевозки осуществлялись через порт Феодосию)
Благодаря восстановлению грузовых перевозок в 1928 году надзиратель порта тов. Стешенко ставит вопрос перед окружным партийным комитетом, бердянским портом и Центральным управлением морского транспорта по переводу генического приписного пункта 3 разряда в генический приписной пункт 1 разряда.
Такие изменения мотивировались тем, что генический порт был на 90% восстановлен по сравнению с его дореволюционным состоянием и готов к експлуатации.
На пути развития порта стало заиления подходного канала, которое удалось частично ликвидировать в течение 1928-1929 гг., когда на территории порта были проведены дноуглубительные работы землечерпательным караваном из керченского порта.
В 1929 бюро генического парткома принимает резолюцию "О перспективах развития генического порта", где отмечается, что Генический порт является одним из важных в экономике Мелитопольского округа.
Его товарооборот составлял 18 млн. пудов в год, но после гражданской войны он резко упал и постепенно стал увеличиваться лишь с 1927 г..
Автор статьи - Лопушинская Ирина Владимировна - главный специалист отдела использования информации документов государственного архива Херсонской области 2014