Морской порт сердце Геническа
Просмотров: 652 Выпуск вышел: 20 октября 2006
Во второй половине пятидесятых годов мне довелось работать матросом на судне «Астраханка», принадлежащем Мелитопольскому примпосаду, транспортному предприятию, размещавшемуся на территории Генического морпорта.
«Астраханка» судно уже послевоенной постройки и названо по имени отца: Астраханского судостроительного завода. Молодому поколению будет интересно знать, что представлял собой Генический порт пятьдесят лет назад. В то время у его причалов стояло до 30 судов флот Генического рыбзавода, Генического колхоза «Ревхвыля», Мелитопольского примпосада и самого Генического порта: транспортные суда, буксирные катера, «рыбницы», самоходные и буксирные баржи.
Жизнь здесь кипела. Сейнеры ловили рыбу в акватории Азовского и Чёрного морей, большие «рыбницы», оснащённые холодильниками, в путину достигали даже берегов Кавказа, всегда возвращаясь с хорошим уловом.
Кроме рыбного промысла генические портовики занимались добычей песка и крупной ракуши в окрестностях Бирючего на Верховой. Черпалкой ракушу или песок грузили на самоходные и буксирные баржи, доставляли в порт. Кранов тогда не было, их заменяли две бригады грузчиков, работавших в две смены. Ракушу вручную, при помощи больших носилок, перегружали по трапу на причал. Из неё Генический завод стройматериалов выжигал хорошую известь, пользующуюся большим спросом как у нас в Геническом районе, так и в соседних районах.
Бывали дни, когда у причалов, ожидая выгрузки, стояли несколько судов. Позднее портальные краны значительно облегчили и ускорили труд докеров, тот же песок вагонными партиями отправляли по Украине, в Белоруссию, Россию. Службы Генического морпорта работал чётко, добиваясь высоких показателей, и те, кто был в плавсоставе, и трудившиеся на береговой вахте. А ведь война причинила порту большой урон, целыми сохранились только пушки для швартовки судов. Разрушенный деревянный причал в Геническе, склады портовики восстанавливали своими силами.
Обычно на демонстрацию 7 ноября генические портовики выходили в форме с транспарантами, рапортуя о перевыполнении плановых заданий. В этом немалая заслуга капитанов-судоводителей, уважаемых в городе людей: Величко Владимира, Саютина Василия, Романенко Петра, Алексеенко Николая, Дымченко Ивана, Загнётова Александра, Деревенчука Анатолия, Георгия Канапеева, Владимира Сажнева, Анатолия Ковтуна, Носаня Александра, Костенко Ивана.
Свой вклад в общее дело вносил и экипаж «Астраханки», состоящий из семи человек: капитана Селиверстова Николая, помощника капитана Ермакова Григория, механика Алексея Черняева, я был одним из трёх матросов. «Астраханка» занималась перевозкой бочкотары и пиломатериалов в Геническ из Бердянска, в чьём подчинении находился тогда Генический порт. Обычно рейс продолжался два дня, но однажды затянулся на неделю.
В тот раз мы шли с грузом пиломатериалов, внезапно с запада подул свежий ветер и начался сильный шторм. Не дойдя до Бирючего, Селиверстов и Ермаков приняли единственно правильное решение идти за ветром. На вторые сутки нас прибило к беспричальному берегу, неподалеку от кубанской станицы Ахтари, где ждали затишья ещё два дня. Когда море стихло, перед обратным рейсом ездили на шлюпке на берег за продуктами. Станица утопала в садах и виноградниках, что очень контрастировало с нашим родным городом, где из-за дефицита воды растительность была скудной, и ветер гонял по улицам облака пыли. Ещё запомнилось, что находилось там училище гражданского флота, курсанты которого занимались рытьём траншей под водопровод.
Руководство портнадзора и Мелитопольского примпосада были обеспокоены нашим столь долгим отсутствием. Рации на «Астраханке» не было, и мы не могли сообщить, где находимся. Все мы были очень благодарны механику Алексею Черняеву и его помощнику в самый ответственный момент ходовая часть «Астраханки» работала безотказно. Своё дело они знали на «отлично».
Прослужил я на «Астраханке» два с половиной года, она была моим вторым домом. В 70-х годах, честно отработав положенных срок, «Астраханка», по решению морского Регистра, была списана. Бывая на доке и видя её, я часто вспоминал свою морскую молодость и товарищей, с которыми довелось пережить много испытаний, закаливших меня физически и морально.
Анатолий Галич, ветеран труда
|