Театр "Гигант" в Геническе начали строить в 1910 году, закончили в 1912, а в 1914 году построили еще и театр "Ренессанс", который к тому же был и иллюзионом - кино.
Строили его Макаров, Никишин, Жиряков под руководством Л.Н. Прихненко, который приехал в Геническ в 1901 году и был инженером-строителем.
В те времена, рядом с саманными домами театр, на самом деле, казался великаном. До революции в его подвалы хозяин (потому что это была частное здание), засыпал зерно после урожая, а зимой - приглашались артисты из других мест, они и выступали на его сцене.
В нашем старом альбоме сохранилось несколько снимков старых актеров (тогда молодых), которые играли на сцене нашего Генического театра.
После революции, как тогда говорили, "было не до танцев и пения", надо было поднимать сельское хозяйство.
В зале "Гигант" проходили партийные, комсомольские собрания ячеек Геническа. Стульев не было, вместо них клали кирпичи, на них доски.
Стены театра "Гигант" в Геническе - свидетели горячих дебатов тех лет, некоторые из очевидцев помнит это, кто дожил до наших дней.
С 1919 по 1922 заведующим Геническим театром становится геничанин, самодеятельный актер Сергей Яковлевич Уралов. Это был очень талантливый человек. Он поступает в Харьковский театральный техникум. Затем - учеба во ВГИКе.
Сергей Уралов из Геническа быстро поднимается по творческим театральных ступенькам. С 1931 года - оператор на "Мосфильме", на фронте - военный корреспондент. После войны он становится кинооператором. При участии Сергея Уралова создан фильм "Александр Невский", "Тринадцать", "Парень из нашего города". И наконец он становится лауреатом Сталинской премии.
После его отъезда из Геническа, работа в Геническом театре замирает, и только в 1924 году у молодежи вновь пробудилось желание и любовь к театральному искусству. Они взялись за создание драмкружка в Геническе.
Летом, 12 июля 1916 года, в театре "Ренессанс" в Геническе с участием П.А. Герасимова шла пьеса "Распродажа жизни", где были Госпожа: Носикова, Мошович, Момберг, Кричевская, Флерова. Годованая (ее муж расстрелян фашистами). Господа: Бородин, Герасимов, карт, Каплан, Бадхен. 29 декабря 1917 в геническом театре «Гигант» был поставлен спектакль "Ворона в павлиньих перьях"
Тогда же и комедия - "Желанный и нежданный". Участвовали: М.Л. Букко, А.К. Гарасюта, П.Б. Хуцеревич, И.В. Бурлин, В.П. Бородин, Б.А. Бадхен, И.Е. Карт, Н.А. Рыкова, Х.Г. Ерингрос, Л.Позин - директор Генического кино.
На одной из афиш "Ворона в павлиньих перьях" значилось: "Лица, возвращающиеся после 11 часов, согласно постановления военно-революционного комитета, задержанию не подлежат."
В 1917 году в Геническом театре «Гигант» была поставлена пьеса - комедия в 4-х действиях, Островского, "Без вины виноватые". Сопровождал ее струнный оркестр. Играли артисты: Гарасюта, Хуцеревич, Носикова, Бородин, Букко, Бурлин, карт, Лапин, Ерингрос.
Я долго искала очевидцев, и через Тамару Ивановну Карпенко, мы работали вместе в редакции генической газеты "Приазовская правда", нашла Татьяну Степановну Смыков-Рыкову. Она жила на улице Куйбышева, дом 32.
Я встретилась с ней и вот что она мне рассказала ...
Татьяна Степановна - коммунист с 1939 года. В 1927 году стала участницей художественной самодеятельности генического театра "Гигант". Ей тогда было 19 лет.
А после освобождения города от фашистов, с октября 1943 года, и до 1957 года, была бессменным директором Генического театра.
Она мне подарила фотографию с виньетками участников художественной самодеятельности театра - "Художественная драм-бригада под руководством Евгения Разина".
На этой фотографии: Евгений Разин, его жена Разина, Владимир Яровой, Валерий Дроздов, Максим Скрипка, Смыкова-Рыкова, Шишкин, и совсем еще молодой мой отец - Владимир Прихненко ...
Татьяна Степановна, как и Максим Калинович Скрипка, родилась в селе Фрунзе. Судьба к маленькой девочке была суровой, чем к мальчику.
Ее, восьмимесячного ребенка, мать подбросила в отчаянии, в голодные годы, в детский дом города Геническа. Девочка так и не знала своих родителей. Мать умерла от голода, а отец, Попов Степан Алексеевич, - матрос, участник революционного движения при штабе Дыбенко, умер от ран на станции Партизаны (Рыково) Генического района.
- Я тогда была далеко, - грустно говорила Татьяна Степановна - в Нижнем Новгороде, куда отправили детей в надежде спасти от голода. И в пути умер сопровождающий и мы разбрелись по Нижнему.
Кто куда! Кой как доставая себе пропитание. Спали в паровозных котлах ...
Но судьба распорядилась так, что Татьяна вернулась в Геническ. Снова детский дом. Обучение в Генической школе. Интересы художественной самодеятельностью. Вступление в комсомол. В Геническом райкоме ей сказали:
- Принимай "Гигант", будешь директором.
Пришла в театр. В зале грязь. Накурено. С потолка свисает паутина. Что делать?! Переоделась, взяла палку, навязала на нее тряпку и стала сбивать со стен пыль, паутина.
Тут заходит какой-то человек с папкой под мышкой. Ищет директора.
- Сейчас, - говорю, - подождите немного.
Вышла, сняла грязный халат, платок:
- Заходите.
- Так долго мне ждать? - спрашивает.
- Нет, директор перед вами. Это я...
Театр в те годы был на самоокупаемости. Дотаций от государства не получал.
Сказали: "Поставишь пьесу, соберешь деньги, будет тебе и актерам заработная плата ". Позже дали ставку директору, организатору и завхозу по фамилии Половинкин.
"И начали мы работать, - рассказывала Татьяна Степановна. Писали объявления, развешивали их по Геническу, ходили по организациям, на производства, в райком комсомола, узнавали, кто поет, кто рисует, кто танцует. И пошла к нам молодежь. Хотя и мерзли, и голодали, хотя и приходилось зал самым убирать после спектакля и перед спектаклем. Не было инструментов. Принесли из дома, что у кого было. У нас проснулась какая-то одержимость.
В театр пришли настоящие актеры: такие, как Разин Евгений, Ивановский, Казарлюга - знаток украинской сцены. Свой актерский опыт и актерский багаж они щедро отдавали геничанам. Готовили пьесы за неделю. Репетиции были даже по ночам. А играли как ?! Как мы играли !!
450 мест в Геническом театре были всегда заполнены. Когда самодеятельный коллектив окреп, стал более обширным репертуар, начали ездить и по Геническому району с программой и в Новотроицк, Чонгар,
Фрунзе ...
В репертуаре были пьесы Старицкого "Сорочинская ярмарка", Корнейчука "Платон Кречет", Франко "Украденное счастье", Квитки Основьяненко - "Шельменко-денщик" ...
С этими пьесами мы ездили в Джанкой и в Симферополь. Среди участников драмкружка было много талантливых актеров: Владимир и Алексей Плотницкий, Тихон и Арсений Жиряков, Арюпин и Матюшевський, Андрей Кузьмич и Людмила Александровна Костенко.
Еврейским драмкружком в Геническе руководил Зиновий Аксельрод. Пианистом был Шура Пейсахович ".
В спектаклях играли сестры Беренгард, мужчины, невестки Циля и Аня, Мария Сандлер.
В 1940 году поставили спектакль «Тевье Молочник», «Жидинка-выкрестка». Играли «Дядю Ваню» - Чехова, «Украденное счастье» - Ивана Франко.
А Леонид Михайлович Прихненко, мой дедушка, когда-то в детстве мне рассказывал о еврейском представлении, которое ставили на нашей сцене в Геническе.
За столом в ресторане, на железнодорожном вокзале, сидит шулер. В черном костюме, но без рубашки. На нем белая манишка и белые накрахмаленные манжеты. Сидит и плюет в занавески.
Подходит официант и говорит:
- Мистер Рабинович, а не плювайте в занавески!
- Лёва, я плюваю потому, что меня раздражают запахи блюд ...
- Так Закажите ...
- Дайте мне то, что вы поставили на соседний столик.
Лёва принес ему бифштексы, салаты, вино ...
Рабинович все съел. Лёва протянул ему счет.
- Лёва, когда у меня в карманах зашевелятся гроши, тогда и уплачу по счету.
Поднялся и снова плюнул в занавески. Официант прокричал:
- Мистер Рабинович. Не плювайте в занавески! ..
После войны в театре "Гигант" работали актеры: Максим Скрипка, Мария Попова, Соня Тираспольская, Надежда Надточий, Рябов - генический врач; Людмила Федоровна Протопопова руководила кружком генического драмтеатра.
В ней принимали участие Смыкова-Рыкова, Михаил Даниленко, Павел Даниленко, Маша Ковалева, Матрена Ивановна Шумакова - актриса, которая после войны переехала жить в Геническ из Киева.
Довоенный период стал для Генического театра вторым рождением.
Среди его артистов был очень талантливый актер Василий Дроздов, Владимир Яровой, Владимир Прихненко - юморист, певец, геничане дали ему прозвище "Наш Шаляпин".
Были также Николай Щербина, Максим Скрипка, Феликс Шишкин, Аверкий Пихуля, Любовь Хрусталь, Бенцион Лейкин, Петр Сиропуло и другие ...
Молодые любители сцены создали не только российский драмкружок, но все хорошо понимали друг друга. Начал при театре действовать хоровой кружок хозяек, танцевальный, струнный, хоровой и духовой.
Пришло время и коллектив поехал в Днепропетровск на смотр художественной самодеятельности. Председателем жюри был известный всем артист Жаров.
Драмкружок подготовил на осмотр пьесу «Великолепный сплав", где главную роль исполняла Татьяна Степановна Смыкова. Коллектив Генического драмтеатра занял первое место.
"Не обошлось и без курьезив, - рассказывала смеясь Татьяна Степановна. - Когда ехали домой в Геническ, Василий Дроздов, участник драмкружка, снял сапоги и оставил их на полу вагона, а сам полез спать на верхнюю полку.
Когда утром спустился, - сапог не было. Так и пришлось ему идти в Геническ по шпалам в обмотках, которые у нас нашлись. "
Летом пьесы ставили в летнем саду, у моря, на эстраде. Это было перед войной.
"В одной из сцен, - рассказывает Смыкова, - выходил на сцену Володя Прихненко в белом трико. Но трико не достали, и я сама сшила ему белые панталоны, а прострочить их в одном месте не успела.
Ждать не было времени, и Володя одел их. Ставили комедию из пьесы "Шельменко-денщик". Когда он произнес слова: '' Когда я вояжирувал из Чернигова в Воронеж ... "- зрители утонули в хохоте, потому что из него спали штаны, хорошо, что под ними были трусы ... А Володя, закрывшись ладонями, продолжал играть роль. .. "
Володя был юмористом. Он писал стихи на гумористичи темы. Мне их в детстве читал его брат Всеволод, запомнился такой:
Ехал поезд номер первый, Он не действует на нервы, плавный ход и НЕ качает, Каждый спит и отдыхает.
лежит администратор
Генического кино Позин, Он спит и снится ему сон, Как будто бы со всех сторон К нему ползут нагие девы. С обличье Евы ...
Он очень любил маленькие сценки, например такие: на сцену выходят два льва, в костюмах.
Один говорит: "Я Лёва из Ростова", а второй - "Я Лёва из Могилева".
Тот что из Ростова, схватил того, что с Могилева, за язык и вывернул наизнанку.
Володя Прихненко хорошо пел. У него был приятный баритон. Он выполнял арии из опер, любил песенки Вертинского, особенно "Лиловый негр".
Когда появилась песня "Любимый город в синей дымке тает" - он пел ее со сцены театра. Перед войной уехал в Ленинград поступать в консерваторию, по приглашению ленинградцев - мастеров оперетты.
Его там хорошо приняли, но вскоре началась война.
В Ленинграде он жил в гостинице. Вечером вышел на балкон и начал петь арию из оперы "Иван Сусанин".
Когда он закончил петь, то под балконом зазвучали аплодисменты. Он посмотрел вниз, там было очень много народу и все ему аплодировали.