Жизнь моя началась в маленьком городке Геническе на Азовском море. Здесь моя малая родина. Здесь родились мои родители. И, наверное, деды. Хотя о них известно, как и большинству из нас «гомосоветикус» не много.
Непринято было, к сожалению, интересоваться корнями... Я пытался что-то узнать. Помню старые фотографии бабушки. Деда мельника. Рассказы о том, как приезжали турки за мукой на кораблях. Порт Геническ был тогда большой, город торговый, рыбацкий, многонациональный. Сам я и не скажу точно сколько кровей намешано в моем роду. По отцу Шинкаренко вроде украинец, а бабушка отца русская. Но не в этом суть.
Жизнь любого мальчишки в портовом городке овеяна романтикой. Конечно, моим кумиром был Грин. Я мечтал о мореходке. Форма моряка очень привлекала. Летом, во время каникул часто уходил с рыбаками в море. Рыбы было много. И все ценные породы: севрюга, белуга, осетры...Но жизнь на суше в провинциальном городке для мальчишек всегда скучновата. Приходили в голову разные фантазии: хиппи, танцплощадка, ударник в ансамбле, мотоциклы. Придумал даже организацию. Прозвище у меня было «Джонни».
Помню, уже в Киеве учился в институте, ко мне в общежитие мои старые друзья приехали: в куртках, цепях, кнопках, волосатые. Там все в ужас пришли! А они мне: «Джонни! Джонни!». «Нет, говорю я им, я уже не Джонни. Джонни нет...».
Это какие времена конец 60-х! Наверное, на вас смотрели как на сумасшедших. И известные органы заводили на вас «дело» в «детской» комнате милиции!
Да, понимаешь, город жил сезоном: пляж, курортники, рыбаки. Мы были «бич-бойз» местного значения. Тем и жили. Помню, как мы орали на танцплощадке: «Долой правительство!», «Свободу Джону!» (кор. Леннону)... Это был наш, наверное, неосознанный протест против серости повседневной жизни. Мы ведь, по-сути, никому не были нужны. Как и сегодняшние мальчишки. Многие подростки были уже знакомы с колониями. Вот я и решил как-то приобщить их, собрать. Гимн свой придумали, клятву, устав. Я рисовал. Занимался фото. Коллажи делал. Писал понемногу. И ребята тянулись. Пробовали сами «творить». Когда сейчас я приезжаю в город и встречаюсь с ребятами все они что-то пишут, сочиняют.
То есть, ты хочешь сказать, благодаря вашей юношеской игре, в ребятах была разбужена инициатива, творческое начало! Произошло заполнение духовного вакуума!
Да, они немного отошли от этой тюряги, пошлости, винных магазинов. Но они живут скорее прошлым, чем настоящим: бережно сохраняют фотографии той поры. В сегодняшней жизни ничего кроме быта и воспоминаний о той романтической юности у них нет. Тогда они ощутили себя впервые свободными людьми. Но так и не вырвались из застоя.
А вот ты вырвался в поисках своего Зурбагана. И как сложилась твоя жизнь после Геническа!
Я всегда ощущал давящую ограниченность пространства. После окончания школы, поступил в Херсонский кораблестроительный институт: от моря сразу не уйдешь. Но скоро понял, что это не для меня. Мне хотелось жить в море. А не быть береговым судовым инженером.
МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ
Продолжилось познание жизни в армии служил в Прибалтике, в Латвии, в ракетной части. Там, пожалуй, впервые получил серьезный стресс. Пришло осознание несовершенства и противоречивости мира. Только нас призвали в сержантскую школу в Елгаве, коротко постригли. И повели в баню. Я долго боролся против этой стрижки. Но армия, наша доблестная армия изрядно преуспела по части подавления личности. Волосы мои конечно пропали. И вот идем мы утром в воскресенье через городок. Видим бегут люди.
Первая моя мысль, почему не знаю Война. Офицер приказал бежать за людьми. А там в дыму и пламени полуразвалившийся от взрыва газа дом. В нем жили политработники с семьями. Сразу слухи: диверсия. Кто-то из жильцов вышел за хлебом, а вернулся развалины и трупы. Мы оцепили дом. Стали растаскивать плиты, доставать людей. Или вернее то, что от них осталось. Было очень страшно. Никто из нас ничего подобного еще не видел. А в спину крики местных жителей: фашисты, убирайтесь прочь! Меня это потрясло.
А второй раз испытал нечто подобное в Риге. Мы пошли в кинотеатр посмотреть фильм. Вошли, гремя оружием, сапогами. Старушки-латышки на нас зашикали. И опять почувствовал себя инородным телом: зачем мы здесь?
В армии было достаточно времени для размышлений. Служба проходила на КПП. Кругом лес, тишина, гигантские грибы в огромном количестве, то ли от радиации, то ли еще почему. Я писал рассказы, вел дневники.
Мне кажется, у такого человека как ты, учитывая твой свободолюбивый дух, неизбежно должен был случиться конфликт с тоталитарной системой, которую олицетворяла собой армия.
Мне сразу сказали, что я человек не от мира сего. Я чуть в дисбат не попал. В дивизионе подрался с одним татарином, который уже заканчивал службу. Он назвал меня «салагой». Меня, по одному слову которого шпана могла все что угодно натворить.
Значит в тебе тоже есть, что-то от диктатора! Тебе нравится быть суперменом, управлять людьми!
Дело не в диктаторе, скорее здесь естественное для любого нормального человека стремление быть личностью.
Личностью да. Но мне кажется не за счет других.
А я никого насильно не делаю своим другом. Помню, еще мальчишкой в нашем городе чуть-чуть гражданская война не разразилась: за кем пойдут ребята за мной или моим противником.
И чем завершился ваш поединок?
Пошли за мной.
А как ты это себе объясняешь?
Наверное, ребят привлекала не просто сила, а наличие чего-то для них непонятного, но приятного. Я собирал тогда иконы. А это было странно в сочетании с внешним эпатажным поведением. Это-то и притягивало.
В армии я продолжал размышлять о будущем. Думал: куда пойти учиться после службы, где можно было объединить в профессии то, к чему я стремился: живопись, фотографию, писательство. На Москву я тогда вообще не претендовал. Киев как-то был ближе.
В Театральном институте поступил сразу на кинофакультет в мастерскую режиссера Мишурина. Я очень ему благодарен за то, что он верил в меня в отличии от остальных, не подавлял моей индивидуальности и не выгнал из института.
А что были основания?
Я занимался разного рода экспериментами. И не все это понимали. Контролировали меня. Я начинал снимать курсовой фильм по чеховскому «Черному монаху». А самая первая работа формалистическая так и называлась «Форма». Мне хотелось передать в ней свой протест. Показывая фильм в Доме кино на молодежной секции, запомнил, как Юрий Ильенко, тогда начавший после работы с Параджановым самостоятельно снимать как режиссер, саркастически улыбался. У меня в фильме начали биться зеркала раньше, чем у Тарковского в «Зеркале». Вся судьба человека выражалась через зеркальное отражение.Тогда же я открыл для себя литературу Латинской Америки. Мой мир заполнил Хулио Кортасар, ставший моей религией. Увлекся его свободной формой.А когда посмотрел «Расимона» Акиры Куросавы открыл для себя Японию.>Мечтал поучиться у Тарковского не вышло. Смог только понаблюдать его в работе над «Солярисом» в монтажной «Мосфильма».
Какое впечатление у тебя сохранилось от общения с мастером!
Ощущение некой тайны. Человек одержим сверхидеей и идет к ее воплощению вопреки всему. Чрезвычайно требовательный. Максималист. Запомнился случай. Назначили рабочий просмотр картины. Собралась куча приглашенного народа. Пришел Тарковский, а киномеханика нет. Он подождал пару минут, развернулся и пошел прочь. «Андрей Арсентьевич! Андрей Арсентьевич!». Но он даже не обернулся, ушел.
Учась в институте, я открывал бездонный мир русской литературы. Поражала огромная глубина и философская мощь, новаторство. Серебряный век это бездонное море, из которого можно черпать и черпать. Раньше это были Кортасар, Гессе, Кобо Абэ, Кендзаборо Ое, Акутагава Рюноске.
А диплом твой!
Фильм «Сын». С «пятеркой». Экранизация современного рассказа. Без экспериментов.
Дмитрий, а ты вообще-то способен на компромисс?
Сложно о себе говорить. Так как я шел в кино пример одержимости. Я понял, что это моя жизнь. И я никуда в сторону не смогу уйти. Вокруг меня все рушилось, ломалось: семья, трое детей..., но остановиться я уже не мог.
Значит, ты, жестокий!
Скорее твердый. После Киева была Одесская киностудия по распределению. Семь лет, выброшенные из жизни. Работу самостоятельную не давали. Пришлось заработок искать на стороне. Работал даже на стройке. Мои сокурсники, ушедшие на ассистентскую работу в съемочную группу, до сих пор снимают болты и гайки. Я так не хотел. И не мог.Атмосфера на студии царила ужасная. Одиночество. Полное ощущение заброшенности. Никому молодые режиссеры не нужны. Единственное, чего удалось достигнуть в тот период снять в объединении «Дебют» Мосфильма (на базе «Беларусьфильма») короткометражный фильм «Хозяин» кстати лауреат нескольких молодежных фестивалей.
Я хорошо помню эту картину. Отличная профессиональная работа.
А мне заявили, что это не мой фильм, что я не мог так снять. Автор сценария был известнейший кинодраматург Валентин Ежов («Баллада о солдате»).
«ОЧИЩЕНИЕ»
«Жизнь Василия Фивейского», Леонид Андреев. Сложнейшая философия. Безумно трудно найти кинематографический эквивалент его литературы. И не смотря ни на что ты рискуешь взять этот материал для своей первой большой работы. Мастера не решались, а ты взялся!
Очень захватила идея передать состояние движения души через тьму к свету вопреки всему. Через судьбу отца Василия, который через смерть прорвался к постижению истины, мне видится возможность поразмышлять о беспредельности человека.
Как ты относишься к своему герою?
Как к судьбе России. На протяжении всей российской истории возникали какие-то огромные духовные помыслы. И на эти помыслы тратилась огромная духовная энергия. Но каждый раз идеалы сталкивались с непроходимой преградой, проливались потоки крови. Мне захотелось образ России выразить через судьбу отца Василия.Когда вроде бы человек идет к какой-то великой цели путем преодоления, страдания. И чем больше его страдания, тем ближе он становится к богу. Но только в конце жизни он осознает, что вела его не светлая, а темная сила. И стремится освободиться от этой силы. Ибо люди, которые с ним соприкасаются также подвергаются влиянию этой злой силы.Отец Василий понимает, что ему надо умереть. И ценой смерти искупает свои заблуждения.
Означают ли твои слова, что если отец Василий это Россия, то и Россию ждет гибель или она уже гибнет?
Гибнет, да. Но чтобы возродиться, как Феникс из пепла.
Не очень ли страшная плата за грехи?
Человек, особенно русский, без духовности жить не может. Это крест его. Человек современный раздвоился между добром и злом. Истинную духовность заменяет псевдодуховность. Пошла мода на церкви, иконы, священные книги народ подхватил эту моду. Вот что страшно. Необходимо осознание порока, живущего в душах людей, покаяния и очищения. Только так, я считаю, мы придем к возрождению России.
«ГРАФИНЯ»
Замысел возник внезапно. Как-то мне предложили посмотреть часть снятого уже фильма, который по мнению продюсеров не удавался. Посмотрев, я убедился, что продолжать снимать картину в том же духе нельзя (получался, на мой взгляд, не фильм, а радиоспектакль). Перед продюсером встала задача: или закрыть фильм, или переснять. Решили переснять. Предложили мне. Я в это время работал над сценарием «Вараввы». В ожидании спонсоров своего будущего фильма решил снять «Графиню». Переписал сценарий. Собрал быстро съемочную группу. Мне повезло. Согласились сотрудничать прекрасные мосфильмовские профессионалы второй режиссер Наталья Птушко, оператор Элизбар Караваев, художник по гриму Тамара Крылова, к большому сожалению, эта картина стала последней в ее жизни. Что касается актеров, я безмерно счастлив, что мне доверились блестящие мастера: Людмила Чурсина, Владимир Ивашов, Ольга Аросева. Последние годы мы не так часто, к сожалению, видели их на экране. Вот я и подумал: а почему? Это непростительная халатность разбрасываться таким богатством. У старших мастеров неисчерпаемый кладезь профессионального опыта, кинематографической культуры, чего не скажешь зачастую о моем поколении. Если бы не все эти люди, думаю фильм можно было не снимать. Тем более при нашем нищенском, как я уже говорил, кинопроизводстве. Ну посудите сами: первый съемочный день. Привозят карету. Мне показалась она странной: больше на катафалк похожа. Но времени заменить на другую нет. Фильм нужно снять за месяц. Художник Александр Толкачев (постоянный член команды Абдрашитова) что-то подделал на ходу. Начали снимать. Карета не идет: лошади скользят по льду. Карета развалилась. Скрутили кое-как железками. А там в карете наша Графиня с детьми. Втолкнули как-то карету в кадр. Лошади чуть-чуть проехали и остановились наконец в нужном месте. Подбегает лакей. Открывает дверцу. И остается с дверцей в руках... Толпа зевак заходится в хохоте. Что делать?!
А как ты относишься к своей «Графине» сам!
Знаешь, никто, кто видел фильм, не относится к нему плохо.
Ну, а сам-то ты!
У меня осталось ощущение от картины, как о чем-то светлом, теплом, праздничном на фоне серых будней нашей безрадостной жизни.
Но от жизни в фильме тебе ведь так и не удалось убежать. Вспомни, какие проблемы ты ставишь перед героями: искушение, вечный компромисс со своей совестью. Твой герой очень современный, мы его хорошо понимаем, его метания, узнаем в нем где-то себя. Здесь есть что-то автобиографическое, не так ли?
В каждом из моих персонажей есть частица меня.
«ВАРАВВА»
В своем новом фильме «Варавва», работу над сценарием которого я сейчас завершаю, мне хотелось бы на примере библейского разбойника Вараввы проследить историю пробуждения человеческого в человеке, веры, духовности, понимания того, зачем мы пришли в этот мир. Встреча с Иисусом, с каким-то непонятным ему учением вначале вызывает недоумение, неприятие, а потом происходит постепенное преображение, заполнение духовного вакуума. Только в момент смерти Варавва прозревает. Такое откровение случается в жизни почти каждого человека. Во многих осознание потребности в вере приходит случайно, под воздействием какого-то серьезного жизненного испытания. У некоторых духовная черствость вызвана замороженностью мозговой супровицы. Я думаю, задача художника оживить, растопить ее.
Дима, о чем ты мечтаешь?
Мечтаю построить дом. Собрать всех своих детей. Сесть в кабинете, писать сценарии, снимать кино. И еще построить на заработанные деньги церковь в новом районе.
Интервью вела Елена Караколева
6-04-2006
www.genichesk.com.ua ©