Боевые действия на железной дороге в Херсонской области во время Великой отечественной войны 1944 год
"НА РОКАДЕ"
Серавин С.И. бывший командир 30 дивизиона бронепоездов
БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
НА ПОБЕРЕЖЬЕ ТАГАНРОГСКОГО ЗАЛИВА
Штабом дивизии совместно с частями 416-й стрелковой дивизии составлен план обороны побережья. Бронепоезда, курсируя по железнодорожному участку,
делали огневые налеты по переднему краю противника на реке Самбек для подавления и уничтожения артбатарей противника.
Ввиду строгого лимита артснарядов, бронепоезда не могли использовать свою огневую мощь.
По инициативе штаба дивизиона поврежденный трофейный
бронепоезд отремонтировали рабочие депо ст. Ростов совместно с экипажами в короткий срок. Бронепоезд имел на вооружении две пушки,
был укомплектован экипажем из основных бронепоездов.
Командиром был назначен капитан Фичман. Задача заключалась в том, чтобы производить
огневые налеты с закрытых позиций не менее 6 раз в сутки по важнейшим объектам и войсковым тылам: морской порт, ст. Таганрог, эл. станция и другие объекты.
Немцы каждый раз встречали выход бронепоезда на огневую позицию артогнем из орудий и минометов, но он хоть и был изрешечен осколками, продолжал делать свое дело.
Трофейный бронепоезд вел бой с карателями противника, которые пытались высадить морской десант. В этом бою был подбит один катер и баржа.
А всего за период боевых действий (с 15.05. по 30.08.1943 года) бронепоезд произвел 360 огневых налетов, израсходовав 30880 снарядов, подбил и уничтожил
много боевой техники, технического имущества и живой силы противника.
Только в Таганрогском порту были взорваны нефтеналивное судно с ГСМ, склад боеприпасов, уничтожен склад инженерного имущества, разрушены портовые сооружения и причалы.
На железнодорожной станции Таганрог были разбиты 7 вагонов с боеприпасами; 3 платформы с боевой техникой, офицерская столовая, где убито и ранено 20 немецких офицеров.
Эти данные фиксировали после каждого огневого налета наша разведка и войсковая разведка 416-й стрелковой дивизии.
Характерно, что основные бронепоезда за этот же период израсходовали всего 2000 шт. 76 м/м снарядов, ими разрушено, подбито и уничтожено: 5 дзотов,
2 командных пункта, 6 пулеметных точек, один самолет (рама), уничтожено до роты солдат.
За активные боевые действия командующий 44-й армии дважды объявлял благодарности личному составу трофейного бронепоезда, многие солдаты, сержанты и
офицеры были представлены к правительственной награде.
БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА РЕКЕ МОЛОЧНОЙ
После разгрома Таганрогской группировки противника 30 ОДБП во 2-й половине сентября 1943 года вышел не боевой
участок железной дороги ст. Волноваха — Бол. Токмак и вошел в оперативное подчинение 51-й армии.
Задачу поставил командующий
51-й армии: сопровождать военные эшелоны, прикрывая их oт налетов вражеской авиации , производить огневые налеты по переднему
краю противника расположенного на западном берегу р. Молочной, участвовать в артподготовке.
Бронепоезда вели активные боевые действия совместно с частями армии, производили разведку огневых точек на переднем крае.
В первых числах октября бронепоезд участвовал в разведке боем. Шла подготовка к наступлению, утром 20 октября по единому сигналу началась
артиллерийская подготовка, в ней участвовали все 3 бронепоезда.
В результате мощной артиллерийской и авиационной подготовки оборона противника была прорвана и наши войска перешли в наступление, освободили
город Мелитополь и с боями продвигались к Чонгарскому перешейку.
В начале ноября 1943 года бронепоезд вышел на боевой железнодорожный участок
ст. Новоалексеевка—Геническ, где проходила оборона частей 51-й армии. Штаб дивизиона находился на ст.Партизаны
Дивизиону поставлена боевая задача: организовать оборону с частями 51-й армии, производить огневые налеты по переднему краю противника
в районе Чонгарского перешейка и Арабатской стрелки, прикрыть от налетов вражеской авиации станцию снабжения армии совместно с зенитными частями
51-й армии в поселке Партизаны.
В дивизион прибыл командующий 51 армии генерал Крейзер для вручения боевого знамени (он не имел знамени части).
Он поздравил личный состав с вручением боевого знамени и пожелал боевых успехов в борьбе с немецкими захватчиками, быть готовыми к освобождению
Крымского полуострова.
БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
НА ЧОНГАРСКОМ ПЕРЕШЕЙК
В соответствии с поставленной задачей командующий 51-й армии и штаб дивизиона разработали план
обороны. На этом участке наша оборона была долговременной — с октября 1943 года по апрель 1944 года. Перед бронепоездами поставили боевую задачу , в частности:
бронепоезду № 1 (капитан Табаков) — занять исходную позицию в районе ст. Геническ;
бронепоезду № 2 (капитан Перистый) — занять позицию на ст. Партизаны и быть готовыми к отражению налетов вражеской авиации на станции
снабжения армии (там же была расположена основная база дивизиона) во взаимодействии с зенитными частями 51 армии;
бронепоезду капитана Фишмана — занять исходную позицию на ст. Новоалексеевка, выйти на огневой налет ст. Сальково по переднему краю по
артпозициям и ближним тылам противника.
Всей работой руководил штаб дивизиона, командование и офицеры штаба часто бывали в подразделениях (бронепоездах), помогали организовать
подготовку к проведению огневых налетов, проводили партийно-политическую работу с личным составом.
Бронепоезд капитана Фишмана начал свои
активные действия по подавлению противника и уничтожению артбатарей. Каждый его выход на огневую позицию засекала звуковая разведка противника
и накрывала артиллерийским и минометным огнем.
Поэтому приходилось часто менять огневые позиции, но бронепоезд выходил из-под обстрела невредимым.
Кроме плановых огневых налетов, он выходил по вызову обороняющихся частей для уничтожения огневой точки на переднем крае. Бронепоезд № 1
также выходил в огневой налет по вызову командира обороняющегося подразделения для уничтожения огневой точки, движущейся колонны противника.
Охрана армейской станции снабжения была плотно прикрыта зенитной артиллерией МЗД и СЗА, в которую входил бронепоезд № 2, находящийся в резерве
штаба дивизиона. Вражеская авиация, кроме массированных налетов на станцию cнабжения, часто практиковала разведку самолетом-охотником.
Так, в конце февраля 1944 года под прикрытием сплошного тумана на бреющем полете враг сбросил на бронепоезд осколочные 50-килограммовые бомбы
и прямым попаданием угодил в бронепаровоз, вторая бомба попала в вагон-теплушку, третья упала на контрольную платформу, где находилась
зенитная точка (25 м/м пушка) и ввиду низкого сплошного тумана не могла вести прицельного огня.
Погибли командир бронепоезда капитан Перистый М. Н., 13 солдат и сержантов, 21 человек был ранен, бронепоезд временно вышел из строя.
Так погибли боевые товарищи.
Их прах покоится в братской могиле на ст. Партизаны. Личный состав дивизиона поклялся отомстить немецким фашистам.
В марте 1944 года началась подготовка к наступлению по освобождению Kpыма . 30-й дивизион получил задание массированным огнем уничтожить
выявленные огневые точки противника на артпозиции и в ближайших тылах и резервах.
Операцию возглавил трофейный бронепоезд, нанося ощутимые удары
немецкими же снарядами по немецким позициям из района ст. Сальково.
10 апреля началась артиллерийская подготовка.
Трофейный бронепоезд № 1 участвовал в артподготовке, ведя огонь по артпозициям и резервам противника
в районе Чонгарского перешейка и на Арабатской стрелке. К исходу дня наши части перешли в наступление.
При отходе противник взорвал Чонгарский мост, закрыв путь к продвижению вперед. В этот период дивизион приводил в порядок материальную часть,
подводил итоги боевых действий за период с 15 ноября по 10 апреля 1944 года.
За пять месяцев боевых действий дивизион провел 470 огневых налетов ,
из них трофейный бронепоезд сделал 396, израсходовав 33700 88 м/м снарядов.
А всего он уничтожил автоколонну противника из 7 автомашин, 4 батареи
155 м/м орудий, 2 батареи 6-ти ствольных минометов, разрушил 2 наблюдательных пункта, 6 дзотов и 10 огневых точек, взорвал склад боеприпасов,
уничтожил около роты пехоты противника на Арабатской стрелке.
Это не полные данные, практически было разрушено и уничтожено больше.
За активное участие дивизиона в составе 51-й армии, 4-го Украинского фронта при освобождении Крыма командующий фронтом генерал
Толбухин Ф. И. всему личному составу объявил благодарность, наиболее отличившихся солдат, сержантов и офицеров представили к Правительственным наградам.
Были награждены офицеры штаба дивизиона.
В конце апреля 1944 года по приказу командующего 51 Армии 30 дивизион ОДБП прибыл на ст. Симферополь. В этот период шли бои за
освобождение Севастополя.
НА РОКАДЕ
Конов А.И. из воспоминаний
... погода в первом квартале 1944 года стояла теплая, выпало много осадков, на дорогах страшная грязь, передвигаться можно было лишь
на гусеничных тракторах, танках, лошадях и пешком.
Грузы для войск, в основном боеприпасы, можно было доставлять по малой рокаде — узкоколейной железной дороге. Начиналась она от железнодорожной
станции Новоалексеевки (на ж. д. магистрали Москва — Севастополь), проходила через райцентр Новотроицкое, с. Чкалово ( в то время Дорнбург), Аскания-Нову,
Чаплинский район до станции Каланчак (на широкой колее Херсон—Джанкой).
По Чаплинскому району от ст. Аскания-Нова такого движения не было, так как рельсы
со шпалами были уложены прямо по степи без насыпи, в грязи, в лужах, часто в низинах под водой.
На меня возложили задачу организовать на этом участке перевозку грузов.
На 30-километровом участке от Аскания-Нова до хутора Осенний и зерносклада платформы с боеприпасами небольшими составами (по 4—5 вагонов) тянули трактором, а то и двумя.
Всю работу вели главным образом ночами, ибо авиация противника охотилась за составами с боеприпасами. На территории района было два аэродрома,
где базировались истребители. Именно они прикрывали наземные войска,
встречали гитлеровские самолеты над Сивашом. Порой гибли сами. Но небо ведь было наше!
Доставленные грузы разгружались прямо в степи. Затем различное имущество и боеприпасы от узкоколейки увозили представители воинских частей и аэродромов.
На малой рокаде был я почти весь февраль, а в начале марта работал в прифронтовых сельсоветах с призывным контингентом.
Запомнилось доброе отношение местных жителей к нам, воинам. Почти в каждой хате на постое были красноармейцы. В больших домах размещались раненые, хозяйки
с детьми ухаживали за ними, делились всем, чем могли.
Взрослое мужское население было демобилизовано и находились на переднем крае под Перекопом у Турецкого вала.
Фашисты начинили вал фугасами, минами, опутали шестью рядами колючей проволоки и все же женщины по какой-то связи знали, в каком месте находятся их мужья.
Кто поздоровее проникали к своим в окопы, в блиндажи, подкармливали их домашней снедью.
Однажды услыхал я такой разговор: "Галя, твой Микола сегодня
ранен и лежит около проволочных заграждений, немцы к нему не подпускают, наши ждут наступления темноты, чтобы вынести".
Та запричитала, побежала в хату, а вскоре выскочила и побежала из села. На следующий день привезла раненого мужа домой и сама ухаживала за ним.
И это не единичный случай. К своим мужьям и сыновьям жены и матери добирались на плацдармы к Большой Лепетихе и на Пойму за 70
и даже 100 километров.
В такой обстановке в Присивашье проходили весенне-полевые работы 1944 года. Урожай выдался богатым и даже
падалица давала по 14—15 центнеров с гектара.
14 марта 1944 года услышали сообщение информбюро о том, что советские войска форсировали
реку Днепр в нижнем ее течении.
А 13 марта в результате уличных боев овладели городом Херсоном — крупным узлом железнодорожных и водных
коммуникаций и важным опорным пунктом обороны немцев у устья реки Днепр.