В.Дубровин "Черный туман в проливе Тонкий"
термины, справка, библиография
ТЕРМИНЫ
Фрегат -3-х мачтовый военный корабль с полным парусным вооружением (прямые паруса на всех мачтах), водоизмещением до 3 – 3,5 тысяч тонн, с двумя батарейными палубами (верхней-открытой и нижней), на которых размещалось до 60 пушек.
Корвет – 3-мачтовый военный корабль с полным парусным вооружением, водоизмещением около 1,5 тысячи тонн, с открытой батарейной палубой, имел до 40 пушек.
Шлюп – самый малый из военных трёхмачтовых кораблей, могущий иметь полное парусное вооружение. Чаще встречались две мачты с прямыми парусами и одна с косыми. Водоизмещение в пределах 1000 тонн. Встречались шлюпы с двумя мачтами, водоизмещением 700 – 800 тонн. Орудия, до 30, на открытой палубе.
Всё вышесказанное относится к чисто парусным кораблям средины XIX века. Если на такой корабль устанавливалась паровая машина, да ещё и гребные колёса, его артиллерия уже не могла быть такой многочисленной, нередко фрегаты имели по 6 пушек, шлюпы по 4 и т.д.
Канонерка – артиллерийское судно произвольного типа, 2-х или 3-х мачтовое, водоизмещением от 100 до 1000 тонн, назначенное обстреливать побережье либо охранять побережье. Артиллерия состояла из нескольких пушек крупного калибра.
Гичка - лёгкая двух или четырёхвесельная шлюпка, использовалась больше для поездок офицеров.
Баркас - самая большая из корабельных шлюпок, 16-22 весельная.
Штуцер - так назывались первые нарезные ружья англичан. Большее распространение имели нарезные ружья с конической пулей Минье. К началу боёв в Крыму союзники сумели оснастить большую часть своих войск новыми ружьями, значительно превосходящими русские гладкоствольные по прицельной дальности и скорострельности. «Лёгкая эскадра» имела на вооружении винтовки с пулей Минье, хотя стрелки по тексту и называются «штуцерники».
Даты - приведены по старому стилю, который отставал от европейского (нового) стиля в 1855г. на 12 дней.
СПРАВОЧНИК
По судам «Лёгкой эскадры», принявших участие в нападении на Геническ 17 мая 1855г.
1. Английский шлюп «Миранда (Miranda), постройки 1851г, 3-мачтовый, деревянный, винтовой, 15 – пушечный, водоизмещением 1523 тонн, длиной 59 м., мощность машин 250 л.с. Командир шлюпа капитан Эдмунд Моубрей Лайонс. В 1862 году "Миранда" переквалифицирована в корвет.
2,3. Английские шлюпы «Везувий» (Vesuvius) и «Стромболи» (Stromboly), постройки 1839 г, 3-мачтовые, деревянные, колёсные, 6 – пушечные, водоизмещение 1280 тонн, мощность машин 280 л.с. Командиры, соответственно: капитан-лейтенанты Шерард Осборн и Роберт Холл. В 1862 году оба шлюпа переквалифицированы в корветы.
4. Английский шлюп «Ласточка»( Swallow), постройки 1854 г, 2-мачтовый, деревянный, колёсный, 9 – пушечный, водоизмещением 625 тонн, длиной 42 м., машина 200 л.с. Командир капитан-лейтенант Фредерик Буханан Крауфурд.
5. Английский шлюп «Горячий» (Ardent), постройки 1841 г, 2-мачтовый, деревянный, колёсный, 5 – пушечный, водоизмещением 878 тонн, машина 200 л.с. Командир капитан-лейтенант Уильям Хортон.
6-9. Английские канонерки «Гончая» (Beagle), «Спорщик» (Wrangler), «Стрелка» (Arrov), «Рысь» (Lynx), постройки 1854 г, 3-мачтовые, деревянные, винтовые, водоизмещением 477 тонн, машина 160 л.с. С постройки имели две 68-фунтовые гаубицы, но на палубе было предусмотрено место для дополнительной установки двух орудий в 12 фунтов. Командиры, соответственно: лейтенанты Уильям Хеветт, Ричард Риск, Уильям Джолифф, Чарльз Аунслей.
10. Английская канонерка «Весер» (Weser), постройки 1855 г, 2-мачтовая, корпус железный, колёсная, 4-пушечная, водоизмещение 560 тонн, машина 160 л.с. Командир лейтенант Джон Комерел.
11. Английская канонерка «Рекрут» (Recruit), постройки 1855 г, 2-мачтовая, корпус железный, колёсная, 6-пушечная, водоизмещение 560 тонн, машина 100 л.с. Командир лейтенант Георг Дэй.
Водоизмещение судов указано полное.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Богданович М.И. «Восточная война 1853 – 1856годов». Глава XXX .
2. Википедия, английская свободная энциклопедия. Портал «Крымская война» . http: // en. Wikipedia/org на 2006г., 2007г.
3. Де Безанкур, барон. «Крымская экспедиция. Французские военно-морские силы на Чёрном море и Балтике». Том II. Париж 1868г.
4. Дубровин В.М. «Керченские ключи Ростова на Дону». ВИЖ «MILITARY КРЫМ», №№17, 18. Симферополь. 2010г.
5. Краснов И.И. «Оборона Таганрога и берегов Азовского моря в 1855году». Типография штаба отдельного корпуса внутренней стражи. Санкт-Петербург. 1862г.
6. Кинглейк А. «Вторжение в Крым». Эдинбург, 1863-87г.
7. Уильям Лоней. «Общее положение и состав На Службе Её Величества Вооружённых сил Великобритании». Глазго. 1904г.
8. Лоция Чёрного и Азовского морей. 4-е издание. Вильборг 1903г.
9. Лоция Азовского моря. Издание 6-е. Гидрографическое управление. Ленинград 1932г.
10. Павлова С.Е. «Князь Михаил Борисович Лобанов-Ростовский». Издательство «Просветитель» Москва 2005г.
11. Семёнов Д. Отечествоведение. Южный край. Санкт- Петербург. 1866г. Издание М.О.Вольфа.
12. Сидней Мароу Эрдли-Уилмот. «Жизнь вице-адмирала Эдмунда, лорда Лайонса; со сведениями о действиях военно-морских сил в Чёрном и Азовских морях в 1854-1856г.» 1898г.
13. Тарле Е.В. «Крымская война», т.II, М.- Л., 1950г.
14. Чамберс. В.Р. Иллюстрированная история Русской войны 185-5-6г. Эдинбург и Лондон. 1856г.
Дубровин В.М.
...в начало..
Еще от автора - В.Дубровин "Крестный отец Геническа"
Еще от автора - В.Дубровин "Чёрный туман в проливе Тонкий"
Еще от автора - В.Дубровин "Арабатская стрелка в июне 1855"
Еще от автора - В.Дубровин "Западное побережье Азовского моря в июле – декабре 1855г."
Вернуться в раздел "Статьи и публикации"
Вернуться на первую страницу сайта
Информация получена и размещена 3-3-2011
www.genichesk.com.ua ©
|