Голодомор в Геническе
Из истории захоронений в Геническе. Кладбища в Геническе
Юрий Беличко, автор
Рассматривая тему голодомора на Украине 1932 - ЗЗ гг, вольно невольно, приходится затрагивать вопрос захоронения жертв его. А в этом вопросе, такой аспект - как кладбища.
Если рассматривать их в историческом разрезе, то вырисовывается приблизительно такая картина.
Самые первые, документальные сведения об известных массовых военных захоронениях, зафиксированные в Геническе, принадлежат действительному члену
Одесского общества истории и древностей Г.Спасскому, который в 1847-48гг был у нас. Он занимался тогда, в числе прочих, и вопросом Русско-турецкой войны 1735-39 гг.
Место это, находится между нынешним Домом творчества, милицией и ул. Красного Октября, (до 1927 г. - ул. Монастырская) в сторону храма Рождества Богородицы.
А начало свое берут эти захоронения, по причине нахождения в этом месте мужского православного монастыря, упоминаемого в партизанской хронике
Богдана Хмельницкого за 30-е годы 17 столетия. А также отмеченного на картах 1650 г французского военного инженера де-Боплана .
По-видимому, у монастыря, просуществовавшего несколько столетий, и разрушенного по указанию крымского хана в конце 17-го - начале 18-го ст.,
существовало свое монастырское кладбище, услугами которого пользовались, в том числе, и местные христиане.
А также козаки-запорожцы, находившиеся в
изгнании после Полтавской битвы в 10-е - 30-е годы 18 ст. В этом месте они даже построили часовню.
Здесь же хоронили умерших раненных Генических лазаретов и госпиталя, которых доставляли из Севастополя в период Крымской войны 1853-56 гг. И место
это очень долго, до 50-х годов ХХ cт., не застраивалось, и было городским пустырем.
Но каждый раз напоминает о себе при проведении земляных работ.
В его северо-западной части, не далеко от Сельхозуправления, где в свое время была Городская управа, находилось курганное захоронение,
разрушенное вандалами в Гражданскую войну, героя знаменитого Балаклавского сражения 13(25) октября 1854 г подполковника Еропкина, скончавшегося от
тифозной горячки в госпитале Геническа.
Откуда родом, получил ли награду - неизвестно. Но земной путь героя Господь решил закончить, и именно у нас.
До начала ХХ-го века, на этом пустыре стоял каменный памятник, героям Крымской войны, фото, которого сохранилось, и находится в нашем музее.
Кто и когда его разрушил доподлинно не известно. Попытки привязать его к местности долгое время успеха не имели, пока Православная Церковь вопрос не прояснила.
Закрыли это «старое» «старое городское кладбище» в конце ХІХ века, в связи с открытием «нового» «старого городского кладбища», сохранившегося
до сих пор, где поворот на Арабатскую Стрелку.
На обоих этих кладбищах, в свое время, стояли храмы «Всех Святых».
Второе место, отмеченное Г.Спасским на северной оконечности Стрелки, по-видимому, от пролива «Промоина» до рыбколхозного дока, где не так давно
была Геническая Слободка, а в 18 веке стояла земляная турецко-татарская крепость «Тъонка». Там захоронения были «едва засыпанные песком».
Когда в 80-90-е годы прошлого века там велись земляные роботы, то человеческие кости попадались там не редко.
Чьи они сказать было трудно, пока
не попалось несколько красной меди пуговиц с 2-хглавым орлом, крестиков и нательных иконок.
Говорить, что там только останки российских солдат Русско-турецкой войны,
нельзя. Так как там полегло немало людей, как в Гражданскую, так и в Великую Отечественную войны.
Но, в данном случае ведется разговор о крупных православных кладбищах. А были еще и не большие, такие как «крестьянское», между нынешними улицами К.Маркса
и Павших за революцию.
Так, одна из причин организации монастырского подворья в Геническе женского Топловского монастыря на углу нынешних ул. К.Маркса и Петровского,
было условие попечительства над «крестьянским» кладбищем. Эта часть местечка была заселена крестьянскими хозяйствами, вокруг площади «Сенной»
(бывшего 11 -го магазина), по улицам Колодезным (в том числе и Гоголя), до самого парка.
И, кроме того, были еще и семейные захоронения, в больших крестьянских хозяйствах, прямо во дворах. Но это все захоронения православные.
А ведь, кроме того, хоронили - мусульман, иудеев, караимов, армян, протестантов, цыган и иных. Чаще не по национальности, а по вероисповеданию,
в соответствии с обрядом.
Так вот. Со времени Крымской войны, православных, католиков и протестантов, а также армяно-григориан - хоронили на одном кладбище, -православном.
Правда, старались как-то, чуть-чуть обособиться в какой-то его части. А иудеи и татары, кладбища имели раздельные.
Так хорошо известное геническим старожилам «Еврейское» кладбище, принимало иудеев всех проживавших в городке национальностей, в том числе и караимов,
хотя те по национальности и не евреи.
И существовало оно фактически до самой германской оккупации.
Пока нацисты не разорвали цепочку традиций и не
постреляли евреев в противотанковом рву на севере Геническа.
Мусульмане же кочевники, кладбищ, как таковых, не имели. А те, кто жил оседло, имели свое мусульманское кладбище на старой Юскуйской дороге.
Периода Крымской войны - в той части проспекта Мира, что от ул. Махарадзе к больнице. В более позднее время - еще ближе к с. Подорожное. Хотя, небольшое
мусульманское кладбище, существовало и за «еврейским», далее на запад, по старой Крымской дороге.
Доказательством раннего существования мусульманского кладбища в районе перекрестка пр. Мира ул. Махарадзе, стал и такой факт, что погибших весной 1942г
моряков хорватов-мусульман, изначально с немцами и итальянцами хоронить отказались.
А захоронили, как им стало известно, на старом мусульманском кладбище.
При этом даже посадили «Алею кленов», а нынешнюю ул. Махарадзе местные власти, того периода, собирались назвать «Хорватской», - «такие славные парни они были».
Одно из этих деревьев до сих пор живо, и стоит справа от памятника «Дружбы украинского и грузинского народов». Но потом все равно перезахоронили всех вместе,
там, где сейчас стоит «Родина мать» и пантеон «1941 1945».
И, наконец, в третий раз «перезахоронили», а попросту вывезли останки, как говорили на «еврейское кладбище».
На самом деле - на мусульманское, за еврейским.
Кроме официальных мест захоронений, в Геническе существовали и тайные. Так на старом городском кладбище в его юго-западной части, где хоронили без табличек
и крестов нищих и безродных, хоронили и тайно, только столбик сантиметров 30 высотой с номером. И все. Сколько погребено под этими столбиками и кто — одному
Богу известно.
Относились эти захоронения к периоду репрессий 1936-37 гг, когда в подвале под магазином «Лакомка», где было НКВД, ранее ЧК,
размещалась следственная тюрьма.
Тогда трупы подследственных, покрытых брезентом, из внутреннего двора поздней ночью вывозили армейской телегой,
запряженной двумя «битюгами», где ездовой была мужеподобная, курящая и выпивающая, женщина.
Она и доставляла «груз» по месту назначения.
В той же юго-западной части кладбища, только за его забором погребали самоубийц и некрещеных.
Но, кроме этого, по сведениям Вениамина Болгарова, трупы особой группы подследственных погребали в катакомбах (путем частичного обрушения подземных
ходов), куда был ход из подвала НКВД.
Им же пользовалось и Гестапо, в период оккупации, находившееся в этом же здании.
И возвращаясь к теме «Голодомор». Все ли жертвы его предавались земле, учету не поддается. Но те, которые предавались,
то во всех тех вышеуказанных местах. И не только.