Железнодорожный транспорт
В нижеследующем рассказе я не без умысла нарушу традиционный порядок изложения
материала от прошлого к настоящему и как бы поверну время вспять. Не скрываю,
что пишу эти строки быть может с оттенком сожаления и даже ностальгической грусти,
ибо собственными глазами на протяжении трех с половиной десятков лет наблюдал
медленный «закат» железной дороги.
С нашего двора открывается широкая панорама станции. Но ни зовет, не торопится
больше золотая полоска насыпи на юг, в бесконечную сизоватую даль. Посмотрите
на этот замусоренный и заросший у товарной станции путь. Посмотрите на саму
товарную станцию, наконец, на подъездную шоссейную дорогу. Посмотрите на здание
депо.
В семидесятые годы по необдуманному, спешному решению доротдела Приднепровской железной дороги убрали колею, ведущую на Арабатскую стрелку. Еще десятком лет
раньше опустело здание депо. Последний железнодорожный мост, по которому где-то за 20 лет вывезена астрономическая цифра тонн песка, забыл, когда его красили. Он немецкий, перевезен с узловой станции Орша, а установлен в начале 50-х годов – негабаритный, рассчитанный на узкую европейскую колею.
Еще в 1948 году балластный карьер находился на 14-м километре стрелки. В семидесятые он уже не доходил 4-5 км до хутора Рожкова. Именно на этот промежуток приходится самая активная и варварская добыча песка. Ежесуточно по мосту шло 3-4-5 поездов, груженых минимум шестьюдесятью и максимум 104-мя вагонами, да назад, порожняком столько же. Каких только не было здесь паровозов! И шведские Э.Ш., и мощные отечественные И.С. (Иосиф Сталин), С.О. (Серго Орджоникидзе), Ф.Д. (Феликс Дзержинский) и более ранней постройки Сормовского завода С.у., и даже ветераны, последние
из «могикан» дореволюционного паровозостроения большетрубные «Кукушки» – О.в. и О.д., и, конечно, зеленые пассажирские красавцы с огромными красными колесами Н.в., и много еще других, не известных мне, серий и марок.
Пути на станции, по которым ходил маневровый паровоз, лежали на золотистых
песчаных насыпях. Со слов старожилов, вплоть до 50-х годов на железной дороге
был идеальный порядок. То есть до революции, до войны и несколько первых послевоенных
лет.
Железнодорожный вокзал в Геническе до 1943 года
В 1943 году немцы взорвали одно из самых первых, красивых и ухоженных зданий
города – деревянный вокзальчик. Центральный вход в него, с улицы Володарского,
вел по каменной, украшенной цветами, двухмаршевой лестнице. До революции имел
два больших зала, один из которых проходной с кассами и буфетом, второй – зал
ожидания с эстрадой. Иногда там играл оркестр. Пол был вымощен разноцветным
узорчатым кафелем. По обе стороны от южной стены вокзала, вниз к перрону, шли
ступеньки. Выход к поездам был платным, по перронному билету. Двор вокзальчика
утопал в цветах.
У северной стены перрона, между двумя спусками, был источник. Из пасти льва
в чашу-раковину стекала вода. Весь склон горы от Городского сада до таможни
и вокзала вымощен был камнем. До 1917 года из Геническа в Новоалексеевку два
раза в сутки ходил пассажирский поезд. [7] Наряду с Городским садом и набережной
вокзал считался излюбленным местом отдыха геничан.
Определенными льготами железнодорожники пользовались не только в советский
период, а и раньше. Так, прадед мой Василий Савинов, служивший на генической
станции товарным кассиром, имел право на бесплатный билет, который мог передать
кому-либо из родственников и даже знакомых. Это дало возможность моей бабушке, а его дочери, не только осмотреть до революции Россию, но и побывать во многих
городах Польши.
Нынешней контейнерной раньше не было. Ее построили уже после 1945 г. Раньше
прием и разгрузка товаров осуществлялась вручную с площадки с рампой (остатки сохранились). Еще имелось два деревянных пакгауза, на фундаменте одного из них теперь квартиры железнодорожников. Здесь же, недалеко от пакгаузов, располагался
ручной поворотный круг для паровозов.
Предугадываю, как кое-кто из читателей скажет: «Что он "плачется" о прошлом? Ведь и вокзал новый стоит, и мосты, а вместо дымных паровозов ходит экологически чистый транспорт – электричка». Да, все это так, и я двумя руками за прогресс,
но не об этом речь. Культура исчезла. Да так, будто ее никогда и не было. Вот
и получается, что транспорт экологически чистый, а грязи в десятки, нет, в
сотни раз больше.