Основу культуры закладывала религия. Но существовала еще светская жизнь или
мирская, о которой пойдет речь ниже.
Люди группировались, конечно, сначала по
социальной принадлежности, а уж потом по интересам.
В культурных, образованных
семьях проводились литературно-музыкальные вечера.
В домашних условиях ставились
даже простенькие драматические пьески, о чем свидетельствуют дневниковые записи
молодежи того времени.
Появилась в городе и библиотека, открытие которой приурочили
ко дню бракосочетания государя-императора.
В 1912 году построили театр «Гигант», а в 1914 – еще и театр «Ренессанс».
Оба эти заведения расширят возможности культурной жизни горожан и станут основной
ее базой. В театрах «Гигант» и «Ренессанс» начало действовать несколько драматических
кружков.
На гастроли сюда приезжали артисты из Симферополя, Екатеринослава,
Одессы и других городов России.
В 1912 году на сцене «Гиганта» выступал Л.О. Утесов.
В 1913 г. пышно праздновалось 300-летие Дома Романовых.
Сохранилось несколько афиш периода 1916-1918 гг.
Так 12 июля 1916 года в театре «Ренессанс» с участием П.А. Герасимова шла пьеса «Распродажа жизни».
Участвовали дамы: Носникова, Мошович, Момберг, Кричевская, Флерова, Годованная. Господа: Бородин, Герасимов 1-й и 2-й, Карт, Каплан и Бадхен.
Афиши Генических театров
В пятницу 29 декабря 1917 года в театре «Гигант» благотворительный спектакль «Ворона в павьих перьях».
В заключении – комедия «Желанный и нежданный». Участвуют дамы: М.Л.Букк, А.К.Герасюта, П.Б.Харцевич. Господа: И.В.Бурлин, В.П.Бородин, Б.А.Бадхен, И.Э.Карт, Н.А.Рыков, Х.Г.Эрингросс и Л.Позин.
Афиши Генических театров
После спектакля – летучая почта, бой конфетти, серпантин и много других трюков.
При участии артиста Ф.И. Ланского шла пьеса Андреева «Дни нашей жизни», «Без вины виноватые» – Островского. Часто были концерты струнного самодеятельного оркестра.
Афиши Генических театров
Театр «Ренессанс» был одновременно и иллюзионом (кинотеатром), но кроме него,
я уже об этом упоминал раньше, был еще летний иллюзион Лисихина. В теплое время
года часто приезжали балаганные цирки.
Обычно они располагались на ярмарочной
площади, сенном базаре или на пустыре, где сейчас школа №2.
Старожилы помнят
чудо-богатыря женщину, которую не могли побороть даже портовые грузчики.
Имелась в городе и своя фотография, принадлежавшая фотографу Соскину. Это
было деревянное двухэтажное здание.
На первом его вспомогательном этаже стояли
кресла и зеркала, а съемка проводилась на втором. Находилось оно на улице Крымской
(сейчас двор старого нарсуда).
На масленицу взрослые и дети катались на санях с бубенцами. Для свадеб брали
специально украшенные высокие тачанки.
В летний период для катания по морю в прибрежной зоне Филипп Макарчук предоставлял
несколько весельных прогулочных и один моторный ял.
Для дальних путешествий
с высадкой на Бирючем использовали парусную шхуну.
Еще в 1883 году в книге «Крым и его целебныя свойства» Д-ръ КорсаковъС-Петербург, указывается:
«Еще много минеральных грязей остаются без всякого исследования и применения... Таковы озера: Геническое, Кинбурунское...».
А уже в 1910 году в многотомном труде «Россия» – полном географическом описании, под редакцией П.П. Семенова-Тян-Шанского, говорилось, что
«в Геническе имеются хорошие морские купания и целебные грязи; съезд больных весьма значителен».
«Геническ посещается небогатой публикой из Таврической и Екатеринославской
губернии... Городской сад (летом музыка), набережная, катание по Азовскому морю
и Сивашу на «моторке» и в лодках.
Купальни с теплыми ваннами, пляж, песочные
ванны... Против Геническа на Арабатской стрелке - хорошее купанье...».[7]
Рекламная почтовая открытка издательства В.И. Золотарева акционерного
общества Гранберг в Стокгольме.
Пляжей тогда было два. Один на «закоске» (сейчас территория генического рыбзавода), второй – на Арабатской Cтрелке, сразу за Генслободкой. Грибков не было, но стояли купальни.
Несколько на северной стороне генического канала и две – на южной. Владельцами их были Наеров и все тот же Филипп Макарчук.
Купальни делились на женские и мужские и представляли собой съемные деревянные ограждения, стоящие вдали от берега на сваях, размером 3х3 м.
Внутри оборудовались столиком, лесенкой, сидениями и ванной с самоваром.
При желании можно было заказать горячие блюда. Их подвозили лодкой к условленному часу.
Располагались купальни так, чтобы одной стороной она стояла на глубине, а другой на мелководье.
Это давало возможность пользоваться ею умеющим и неумеющим плавать. На территории пляжа всегда стояло несколько корзин для мусора.
Берег был чист.
Теперь несколько слов про Городской сад.
Участок Летнего (городского) сада в Геническе.
Позже на этом месте будет летний театр со сценой.
Находился он по южную сторону ул. Вокзальной (сейчас дворы домов №№ 49-63).
Был огражден сплошным деревянным забором, увитым густой стеной цветов-граммофончиков.
Вход платный. Имел две аллеи, цветник, буфет, маленькую оранжерею и деревянную смотровую площадку высотой до 2 м и длиной около 15 м со скамеечками для отдыхающих и духового оркестра.
Домик садовника также был в саду (см. схему № 3). В западной его части построили летний театр со сценой, а сторожем какое-то время там работал уроженец Стокопаней – Василий Иванович Пурин.
Личность тем интересная, что служил срочную дворцовым гренадером. Охранял вначале царя, затем Керенского и, наконец, Ленина.
Во время оккупации вынужден был податься в духовенство, дабы не вызвать опалу и преследование, т.к. оба его сына были членами компартии.
Со слов очевидцев горсад являл собой место отдыха образцовой чистоты и ухоженности.
Схема генического городского сада
1. – смотровая площадка со скамьями;
2. – сцена летнего театра;
3. – фонтан;
4. – оранжерея;
5. – буфет;
6. – домик садовника Половины;
7. – касса;
8. – цветочные клумбы;
9. – деревья и кустарник.
Лейб-Гвардии гренадерского полка. Справа Пурин В.И.
Хочу назвать еще несколько мест развлечения геничан дореволюционного периода. Это публичные дома.
Всего их в городе насчитывалось пять, но официальных, под охраной урядников, было три.
Один из них, самый большой, что на спуске Портовом внизу (здание не сохранилось), принадлежал Моисею Глидеру – отцу знаменитого кинодокументалиста.
По обе стороны от его входной двери висело два красных керосиновых фонаря с надписью на плафонах «М. Глидер». Особенно хорошо просматривался с порта.
Второе заведение для плотских утех находилось в гостинице Ивана Семеновича Ярового. Номера третьего по счету дома были на верхнем этаже трактира Амирхазова.
Четвертый при постоялом дворе в гостинице «Азов» и пятый на улице Каракуйской.
Хочу сказать, что в то время среди завсегдатаев «бульварной» жизни был выработан определенный стиль поведения. Пределом совершенства считалось въехать верхом на коне в ресторан.
Разрешалось все, лишь бы платили. Обычно вечером после работы, у стариков принято было сидеть на уличных скамейках и судачить:
–Ну, что? – задевали они кого-нибудь из молодых. – Чего в трактир не идешь? Небось пусты карманы? Гляди, сколько французов повалило. Видать пароход пришел. Щас ваших невест шоколадом кормить будут.
Старики нарочно подзадоривали молодых, зная, что без потасовки дело не обойдется.
И точно, где-то через полтора-два часа через двери Кабановского трактира начали вылетать подвыпившие ни в чем не повинные иностранцы.
По-своему развлекалась и детвора, особенно портовая. Самой популярной, хоть и наказуемой, считалась у них игра в «камышинку».
Смысл был в следующем. Несколько мальчишек набирали в срезанный трубки камыша воды и вечером залазили под причал, карауля там отдыхающие парочки.
Когда какая-нибудь дама или барышня оказывалась над головой, через щель в настиле внезапно прямо под юбку выдувался водяной фонтан.
Поймать их под двухсотметровой пристанью было невозможно. Или такое, наберет пыли какой-нибудь находчивый карапуз и несет продавать в порт по 1 коп ведро.
Приемщик, конечно, пыль не брал, но грузчики иногда под хохот, дескать «заграница все сожрет», высыпали ее в кучу зерна и награждали ловкача копейкой и подзатыльником.
Изобретательность геничан не знает предела и бывает настолько пикантна, что диву даешься. Расскажу еще один, типично генический случай, но не из прошлой, а современной жизни. Это к преемственности традиций.
По изобретательности своей он может спорить даже с одесскими проделками. Одна из наших дам изобрела способ ловить чужих кур по-особому,по-генически, на удочку.
В качестве наживы использовался дождевой червь. Спрятавшись в сарае за полузакрытой дверью и наблюдая за пасущейся птицей, она выжидала, когда курица обнаружит наживу, чтобы потом, подтягивая последнюю, заманить жертву в сарай.
Я почти уверен, что немцы это «преступление» не раскрыли бы, а англичанам, по меньшей мере, понадобился бы Шерлок Холмс.
Но вот хозяйка кур – геничанка N, обнаружила это через полтора часа после кражи, путем какого-то только ей известного аналитического расчета умственных способностей соседей и, конечно, по запаху смаленного.
Застав изобретательницу за разделкой добычи, она наградила ее серией «ласковых» эпитетов и «пригладила» двумя разделанными курами. Но оставим бытовые проделки и вернемся к обустройству города.
В 1936 году комсомольцы школ и предприятий заложили большой парк (ныне им. Шевченко). За каждым человеком закреплялось в среднем до десятка деревьев. Воду носили вручную.
Молодежь любила свое детище. Каждой аллее даны были ласковые неписанные названия: «Аллея встреч», «Аллея любви», «Аллея расставания» и т.д.
В 1939 году в Геническ на постоянное место жительства прибудет Степан Филиппович Грушецкий, окончивший при Никитском ботаническом саду школу декоративного садоводства.
Жил возле парка. Тогда же по его инициативе была создана оранжерея. Топили ее дровами.
Здесь же он разведет большую плантацию удивительных по красоте роз, а вдоль песчаных аллеек парка высадит ирисы и тюльпаны.
После войны деятельность Степана Филипповича значительно расширится.
Он займется озеленениям городских улиц, разбивкой скверов, цветочных клумб. Особенно плодотворным было время начала пятидесятых годов.
Первым секретарем райкома тогда был Александр Викторович Прилипко, а председателем райисполкома Федор Иванович Радзиевский.
Люди эти жили идеей преобразования Геническа, а Грушицкий любовно воплощал добрые их начинания в жизнь. Штат его рабочих был небольшим, всего около четырех человек. Но делать успевали все.
Большой любитель и знаток своего дела Степан Филиппович мог доставать и редкие сорта семян и дефицитные саженцы.
Помогал ему в этом его друг, бывший сокурсник Виктор Беляев, который был заведующим декоративным отделом Никитского ботанического сада.
Много было тогда сделано хорошего. Вот только жаль, что традиции последние тридцать лет нами практически забыты.