Первоначально этот раздел планировался как "Прогулки по городу-2 ", однако
пришлось выложить просто несколько фото с комментариями в разделе "Простая жизнь провинциального города Геническ".
Вместо этого предлагаю раздел "Мосты" , здесь собраны фото мостов через наши проливы и немного о старых забытых пляжах.
Итак , Геническ и Арабатскую стрелку разделяют два пролива - "Промоина" и "Тонкий" .
Ну а связывают их мосты .
Самый старый и уже несуществующий ныне , однако оставшийся в памяти нынешних поколений - деревянный мост .Он простоял до середины
80-х годов прошлого века .
Старый деревянный мост в Геническе с разрушенным в результате наводнения пролетом. Впоследствии мост был полностью демонтирован
А
проработал он до начала 70-х , пока весенний ледоход не снес один пролет моста а заодно с ураганным ветром не уничтожил железную дорогу по Арабатке.
Народ эвакуировали со стрелки машинами , они выходили сами по пояс в ледяной воде.Спасались рабочие пансионатов , железной дороги и местные жители .
Закрученные узлами пролеты железнодорожной ветки остались памятником стихии.Однако по тогдашей традиции никто никому ничего не стал объяснять .
Уже через пару дней по проливу несло разрозненные льдины и ничто с берега Геническа не напоминало о нахлынувшей на жителей Арабатской Стрелки стихие.
Никто не стал и восстанавливать железную дорогу по Арабатке.Я так думаю что план строительства моста через Керченский пролив к тому времени
был окончательно похоронен на самом верху власти и вторая ветка дороги как резервная существующей в Крыму была не нужна .
А сезонное
обслуживание отдыхающих и вывоз морского песка и поваренной соли с Арабатки сочли недостаточным аргументом для практически нового строительства. Деньги были как всегда нужны в другом
месте .
Функции разрушенного к тому времени деревянного автомобильного моста в Геническе взял на себя железнодорожный мост.
Ну а так как он был получен по репарации от немцев и фактически
состоял из двух сочлененных одинарных мостов и разъехаться по нему одновременно могли только мотоциклы , то со стороны Геническа поставили будочку регулировщика и
повесили с обеих сторон моста по светофору.
С остатков же старого деревянноого моста было очень удобно ловить азовского бычка.Ловили рыбку и с пешеходных
переходов старого железнодорожного моста.Изумрудно-зеленая от обросших водорослями , колыхающяя громадными бородами вода не только исправно выдавала
наверх бычков но так же исправно ловила крычки рыбаков .
Одному Богу известно сколько километров лески было оборвано из-за намертво пойманных опорами моста
крючков.
Купание под мостами имело свою прелесть в том что в шаге от крайних опор моста начиналась приличная несколько-метровая
глубина и нырять можно было не опасаясь удариться о дно .
Береговое основание опор моста, уходящее под воду ,состояло из дикого камня и таило свою опасность
для ныряльщиков.Неудачно оттолкнувшись от наваленных грудой камней нога могла соскользнуть в щель и запаниковавший ныряльщик оставался на дне.Именно
так там утонула моя одноклассница.
Генические экстремалы 60-70-х годов рисковали жизнью и здоровьем , демонстрируя смелость прыгая в воду пролива с железнодорожного
моста.С пляжа можно было наблюдать картину как стоя на краю человек медлит , набираясь смелости для прыжка .Прыжок и брызги воды почти
до середины моста .
Риск
был многократный , надо было как правильно выбрать место для безопасного прыжка и приводнения ,так избежать столкновения с снующими взад-вперед
многочисленными моторными лодками ( это не нынешнее время когда каждое дюралевое корыто должно быть поставлено на учет как находящееся в погранзоне плавсредство)
, точно рассчитать силу прыжка , тк.к надо было перепрыгнуть прходящие по самому верху моста провода высоковольтной линии , обеспечивавшей
электричеством села и немногочисленные тогда пансионаты Арабатки .
Южнее ж.д. моста находился любимый геничанами второй городской пляж .В отличие от "детского" пляжа здесь не надо было идти сотни метров в
сторону моря чтобу зайти дальше чем по пояс.3-4 метра и начинались 2-3 метровые глубины.
Летом , особенно
на выходные здесь было полно отдыхающих геничан с семьями .Ищущие более-менее уединения уходили дальше в сторону Сиваша , мирясь с илистым берегом.
Как альтернатива был пляж на месте нынешнего хоздвора рыбколхоза "Ревхвили" , пустынные
пляжи и обширные отмели манили любителей нешумного отдыха практически в черте города - "детский пляж" был прекрасно виден через пролив.
Между городским пляжем и железнодорожным мостом был построен оборудованный
2-мя вышками для прыжков в воду открытый бассейн.
В середине пролива была довольно обширная - метров 50 отмель и переплыв гирло пролива ,
можно было прогуляться по отмели по щиколотку в воде.
Дальше в сторону городу было еще метров 20 глубокой воды , но никто из геничан
не старался сократить таким образом обратную дорогу в город - уж очень топким и илистым был тот ,
второй берег.
После строительства нового моста этот городской пляж основательно заилился и пришел в упадок.
Способствовало этому также решение отдать под рыборазвод эти берега местному рыбколхозу.
Под маркой устройства садков для
рыбы не один "Камаз" с морским песком покинул Арабатку
.
И
сейчас следы этой авантюры видны и за первым мостом слева по ходу и за вторым мостом справа в виде брошенных и заполненных отфильтрованной морской
водой заброшенных котлованов.
Мосты в Геническе в 2020 году
От былого любимого всеми геничанами пляжа "за мостом" остался только куцый кусочек берега - между первым и
старым железнодорожным мостами .
Если пляж за мостом был все-таки более семейным местом отдыха геничан то молодежь предпочитала плавать и нырять у ныне не существующих ледорезов.
Это были деревянные
пирамиды , ограненные рельсами и поставленными на кирпичное основание. Перейти с ледореза на ледорез можно было по натянутым между ними стальным
тросам с остатками деревянного настила.
Пролив в Геническе. Одно из последних фото генических ледорезов в 70-80-х годах прошлого века
Задумка была в том
что движимый с моря лед наползал бы на сваренную из рельсов раму , ломался под собственным весом и уже не угрожал снести сплошным ледяным панцирем
деревянные опоры моста .
Пролив в Геническе. На этом месте ранее находились ледорезы.
В зимнюю
стужу когда пролив покрывался толстым слоем льда и по нему можно было безопасно ходить , геничане выходили половить на браконьерскую баночку камбалу.
Процесс был прост и незамысловат - пробивались лунки , под лед сбрасывали на леске сплющенную консервную банку , прикрепленную к леске .Рядом , под рукой
ложилась подсака , размерами с пробитую лунку.
Медленно вытаскивая леску , приманивали блестящей жестянкой самок камбалы под самую прорубь а дальше
подсекали подсакой выстроившуюся в очередь , движимую чувством размножения несчастную камбалу.Браконьерство чистой воды т.к. отлавливались только
особи женского пола.
Старый железнодорожный мост в Геническе в нынешнее время
Как я уже писал для более уединеенного отдыха геничане выезжали на морской берег Арабатки .Там , на самой северной оконечности Стрелки ,
напротив рыбзавода был песчаный пляж , брат-близнец детского пляжа .
Людей там всегда было немного , да и далековато он был , через мост ,
вдоль берега.Хотя если там переправиться через пролив то сразу попадал практически в центр города , к ныне закрытой гостинице "Геническ"
Учителя- руководители групп продленного дня из 4 школы водили своих подопечных именно туда для морского купания .Широкая песчаная полоса пляжа ,
неглубокое ( до метра глубиной ) море и пустынность позволяла контролировать малышей и не бояться что кто-то попытается утонуть.
После хороших штормов только там можно было в песке кромки прибоя найти старые позеленевшие гильзы и пули ,
а также царские серебрянные и медные монеты .
Дореволюционные мосты в Геническе
Как
они туда попали непонятно , хотя читал что именно там до революции находилась царская таможня ,
ровесник земского и железнодорожного мостов,изображенных на старой открытке .
Новый мост в Геническе с материка на Арабатскую стрелку