Отдых россиянина в Украине 2004 год - отчет по отдыху в с.Стрелковое на Арабатской стрелке
Азовское и Черное моря издавна ценились у советских любителей пляжного отдыха. Еще бы: ими
и ограничивался выбор рядового советского товарища в доперестроечные времена. Ностальгия, в конце концов, стала невыносимой,
и в этом году мы решили проехать «по местам былой славы». Благо, хорошо зарекомендовавший себя в тех поездках
«Запорожец» уступил место БМВ, на котором, согласитесь, путешествие обещало быть в высшей степени приятным.
Поединок «Крым-Азовье»: Проблема выбора или дело вкуса? (История)
Как известно, Крым Крыму – рознь. В то время, как основная масса
отдыхающих заполняла пляжи
Ялты, сделав их и акваторию тесной и дурно пахнущей, члены ЦК Политбюро отдыхали в «эксклюзивных» пансионатах
и санаториях, в частности, в закрытом городке Форос. «Простые смертные» просачивались туда через предусмотренные
бреши в трехметровых чугунных заборах. И наслаждались морем и солнцем наравне с небожителями.
Впоследствии Форос покрыл себя неувядаемой славой благодаря персоне М.Горбачева.
Наша семья оценила Форос до появления в его окрестностях высочайшей особы. Это был красивый,
тихий городок с благоустроенными пляжами и восхитительными видами на горы с маленькой церковью, парящей над отвесной скалой.
Форос относится к так называемой «Большой Ялте», венчая ее с запада.
Парк «ЦК-шного» пансионата отличался чудесной системой
водоемов с водопадами и благоухающей флорой.
Озерная система не сохранилась, но море по-прежнему изобилует любопытными разноцветными рыбками всех размеров,
которых можно кормить под водой буквально с руки, наслаждаясь их молчаливым, но фееричным обществом. Однако некоторые особенности
Черного моря стали причиной нашей измены во второй половине 80-х.
Порой к Форосу подходит подводное течение,
именуемое «понизовкой», в считанные часы способное, скажем, за ночь остудить приятную еще вечером воду до 10-14 градусов.
Такую температуру имеют Волга и Ока.
На одной из ночевок 17 лет назад по дороге в
Крым нам встретилась семья на «копейке»,
отдыхавшая на Арабатской стрелке. Это большая – около 100 км – коса из ракушечника к югу от городка Геническ,
омываемая с запада соленым заливом Сиваш, а с востока – Азовским морем.
Поворот на Геническ находится на Симферопольской трассе между Мелитополем и Джанкоем.
Соседи рассказали, что море там всегда теплое (24-26°С) и без медуз;
рай для детей, начиная с грудного возраста:
могут плескаться, не опасаясь ни переохлаждения, ни больших волн, ни черноморских камней и соли,
ни большой глубины. В пассиве – отсутствие густого горного воздуха с ароматом магнолий и потрясающих крымских видов.
Азовский воздух – с терпким привкусом степных трав и кустарников, свеж и приятен,
но стоит на третьем месте после Кавказского и Крымского. Зато купание: вода, дно и берег – вне конкуренции.
И все это оказалось именно так. Что приводило нас туда вновь и вновь в течение четырех лет: 1987, 1988, 1989, 1990…
Затем было 13 лет ностальгии по морю и Солнцу. И пришло осознание: надо что-то менять…
Эх, дороги! (Современность)
Итак, подул ветер перемен, сменившийся ночным бризом странствий. (Ночной бриз направлен с суши на море).
Охота к перемене мест стала пуще неволи. Концепция отдыха была построена таким образом, чтобы жить «полудикой» жизнью:
жилье-палатка, но питание – в кафе. Как запасной вариант, рассматривался кемпинг: мы не знали,
остались ли еще на Арабатке места для дикого отдыха. Также было интересно проехать через границу: пусть искусственную,
«не настоящую», но пока неизведанную. Автомобиль готовился загодя: плановые замены деталей и масел, регулировки…
Выехали в 11 часов 13 июля. Суеверия «срабатывают» только на тех, кто в них верит. В разработке маршрута
был допущен тактический промах: поехали не на Москву и далее – по Симферопольской трассе, как прежде,
а через Муром и Рязань на Тулу. Перед поворотом с Московского шоссе на Муром оплачиваем замер
скорости (100 руб.) и дозаправляемся на «Лукойле». Как выяснилось, московские пробки оказались бы меньшим
злом: рязанская трасса, хоть и обладает приличным покрытием, представляет собой сплошное чередование знаков «Опасный поворот»
и «Извилистая дорога». Ширина – одна полоса в каждую сторону. Разгон выше 100 км/час – столь же результативен,
сколь в Нижнем – между светофорами. Дальнобойщиков, правда, не так много, как на Московском и Симферопольском шоссе,
но даже одного хватало для получения увесистой доли оксидов углерода на душу населения до момента его обгона.
Помимо поворотов, рязанская область изобиловала продавцами черники, земляники и лисичек по вполне демократичным ценам.
Путь до Тулы по ее же области стал еще интереснее. Поворотов стало меньше, но покрытие кардинально изменилось.
Теперь езда быстрее, чем на третьей передаче, означала ненависть к своей машине. Дороги, вероятно, не ремонтировались
с прошлой весны. В качестве компенсации дорожники не поскупились на знаки: «Загорающая на спине негритянка» появлялась
с завидной регулярностью над табличкой «В течение 3 км». И так – до Тулы…
Перед самой Тулой, наконец, выехали на широкое и гладкое Симферопольское шоссе. Очередная заправка на «Лукойле».
Если на «Жигулях» можно заправляться, где дешевле, то немецкая порода требует соответствующего отношения.
Даря при этом прекрасные ощущения: удобная посадка в атмосфере мягких и молчаливых обшивок дверей и панели приборов,
ковров и 3-4-сантиметровой многослойной шумоизоляции от двигателя и шоссе, когда можно негромко разговаривать
на 120-140 км/час – это лишь избранные составляющие высочайшего комфорта BMW.
Прочие – это сбалансированные на любых режимах движения усилия на всех органах управления, от руля и педалей до «ручника» и
подрулевых переключателей; двухпозиционный люк и в меру тонированные стекла…
Двигатель спокойно дышит в диапазоне 2-3 тыс. оборотов на скорости 120 км/час на пятой передаче
и готов в любой момент придти на помощь при ускорениях и обгонах. Темно-синий ВАЗ-2110
из «Биржи+Авто» заставил водителя написать, что по Крыму лучше ездить на авто с кондиционером.
Наша «жгучая брюнетка» без кондиционера не доставляла никаких неудобств в пути: вполне хватало большого люка,
который во время поездки был открыт постоянно.
Мы едем отдыхать, а не спонсировать ГАИ и огорчать владельцев российской техники. Порой мимо пролетает
какая-нибудь сумасшедшая 10-я «Волга» с диким ревом надорванного до 6000 оборотов двигателя
и выпученными от натуги фарами, или ВАЗ-2110, тюнингованный спойлерами и фонариками,
что новогодняя елка. А вот и «живность» покрупнее: под низкочастотный гул 18-дюймовых катков
шириной 285 мм слева солидно проплывает иссиня-черная туша московского «Гелендевагена» с
огромным белым катером на двухосном прицепе. Удачи тебе, браток! Именно он на границе объедет очередь из 50 машин
и пройдет по особому коридору. Как и «рыбка-прилипала» BMW Е-34, также московская. Впервые
обогнав нас в Тульской области, этот кортеж к границе подъехал позже нас! А ведь были Орловская, Курская и
Белгородская области. Отсюда подтверждение известной истины: «Не спеши, а то успеешь». Реальный выигрыш
при движении со скоростью 140 км/час довольно призрачен в сравнении с благоразумными 120-ю.
На подступах к Орлу ночуем, проехав за полдня около 750 км. До чего же неудобно ночевать в БМВ!
Полностью опущенная спинка переднего сиденья ложится только на подушку заднего! Дороги Орловщины ничем особо не запомнились,
что может быть доказательством их неплохого качества. А вот Курские… В лучших традициях советских времен, они встречают
нас классической мимикой в духе «Не ждали…». Ремонт ведется чаще всего щебнем, пронесенным над дефицитным гудроном
в надежде, что часть молекул гудрона-таки прилипнет к щебню… «Смерть лобовикам!» – скандирует
каждый камешек из-под колес очередного гомо-не-сапиенса, обгоняющего нас на этой трассе.
Правда, таких было немного, и трещин на стекле, слава Богу, не прибавилось. Возможно, вследствие моей тактики активного
плавного торможения во время обгона, чтобы меня достал минимум камней из-под колес обгоняющего.
От моих колес стекла идущих сзади защищены широкими брызговиками.
Следующая очень приятная зеленая стоянка – городок Обоянь почти на выезде из Курской области.
У живописной реки Псел есть площадка для отдыха с выбитым асфальтовым покрытием и благоустроенным артезианским источником.
Там полезно пополнить запасы пресной воды и перекусить. В большой торговой палатке – московские цены на
овощи и блюда, поэтому большинство транзитников там просто не появляются. В Обояни впервые обоняем южный воздух.
За Обоянью – парк Курской битвы. Кто там не бывал – настоятельно рекомендую. Мы видели все раньше и не заезжали,
экономя драгоценное время. Кстати, о времени. Объездные дороги имеют все областные центры по пути нашего следования,
что позволяет сэкономить время, если вы не знакомы со сквозным проездом. Дороги Белгородской области – одни
из лучших в России. Как по ширине проезжей части, так и по состоянию покрытия. Остается позавидовать белгородцам.
Россия – вотчина дешевого бензина. Все познается в сравнении!
От Белгорода до Харькова около 80 км. Примерно на полпути, на 700-м километре Симферопольского шоссе,
раскинулось злокачественное новообразование, достойное отдельного рассказа. За несколько километров до него стоит знак,
извещающий о въезде в приграничную зону. Тогда же показываются вершины радиомачт. По мере приближения к границе увеличивается
число заправок: здесь украинцы заправляются дешевым бензином. Дешевый – это 12,5 рублей за литр 92-го.
На Украине 92-й стоит 16, а 95-й – 18 руб/литр. Во всем Крыму 92-го
официально не будет. Зато везде – 95-й :-). Оплата – только в гривнах. Поскольку на границе
весьма невыгодный обменный курс, лучше доехать хотя бы до Харькова, богатого «обменниками». Не нарушая ПДД. Или до
следующего райцентра, Мерефы, если миновать Харьков по объездной. Но не будем забегать вперед.
Customs!
Таможенный переход «Нехотеевка-Гоптiвка». Очередь из 50 машин (фото). Узких коридоров
со шлагбаумами не менее 10, но фактически работают 3. Российские пограничники-таможенники
визуально интересуются содержимым багажника, если при открывании на них не вываливается туристический скарб.
У идущей перед нами свердловской «Toyot’ы»-хэтчбека пограничник покопался в полупустом багажнике.
Наш, переполненный, не привлек такого внимания. Нас спросили о вывозимом из России количестве денег
(на душу – не более $1000), наркотиков, холодного, огнестрельного оружия (забыли бактериологическое и ядерное).
Получив традиционный в таких случаях ответ (шутить не стоит), таможенники не стали его перепроверять и передали нас
в ведение своих украинских коллег. Которые, в свою очередь, выдали на каждого въезжающего в Незалежную миграционную
карту: с недавних пор они не портят российские паспорта своими штампиками. Карта состоит из двух частей: одну отрывают
при въезде, вторую забирают при выезде. Заполнять можно по-русски, с исправлениями и самостоятельно в целях
экономии времени. Данные автомобиля заносятся в компьютер со свидетельства о регистрации сотрудником таможни.
Некоторые из них делают ЭТО одним пальцем, поэтому очередь движется очень медленно. В машине обязательно
должен находиться владелец машины! Любая доверенность без него недействительна. Теоретически очереди разделены: для жителей
приграничных районов и всех остальных, но фактически деление идет только по принципу
«Автобусы-Грузовики-Легковые». Продвижение по территории таможни днем занимает около 3 часов в ритме
хорошей московской пробки (ночью – около 1,5 часов). Некоторые машины «кипят», иные тратят остатки аккумуляторов
из-за постоянных «дерганий», и границу пересекают «с толкача». Никаких сборов на территории между
шлагбаумами не оказалось! Через три часа последний шлагбаум поднимается и мы попадаем в цепкие лапы человека в
«жовто-зеленом» светоотражающем жилете с палочкой, оканчивающейся красным кругом.
Стоит он в аккурат напротив стационарного поста ДАИ, принимаем его за ДАИшника. Читал же я в виртуальных
конференциях о том, что НЕ сотрудников ДАИ можно вежливо проезжать! Около стационарного ДАИшного поста
ютится кирпичная же будочка с нескромных размеров пани (именно так, по-польски, величают друг друга наши
«экс-братья» на национальном радио). Страхование автогражданской ответственности осуществляется только
харьковской страховой компанией «Оpлi». (??) Прикинувшись тем, кем впоследствии и оказались, киваем на российский стикер.
Лишний раз убеждаемся, что здесь он недействителен. Поинтересовавшись рабочим объемом нашего двигателя (2,5 л.) и сроком
въезда в Украину (2 недели), она сообщает сумму в гривнах, которых у нас нет. Пересчитывает в рубли, получается 350.
При виде денег пытается взять 450, но мы напоминаем ее слова. Забрав 350 и выдав квитанцию на 420 руб.,
гарна дивчина выдает договор на украинском, вчитываться в который после трех часов мытарств желания нет.
А зря: в нем фигурировал размер страхового платежа в 26 гривен (153 рубля)! Психология, однако!
Официально в Украине есть закон об автогражданке, но нет наказания за ее отсутствие. В этом году. В 2005,
скорее всего, будет иначе. Кстати, с сотрудников «Биржи+Авто» требовали 450 рублей за 15 дней
(без упоминания о рабочем объеме), но стикеры газеты по бортам и открытое нежелание платить охладили пыл сборщиков…
По пути к машине задаю остановившему нас два вопроса: 1) Есть ли дальше всевозможные сборщики; 2) Сотрудник ли
он милиции. На оба получаю отрицательный ответ! Почти все понял. Настоящий сотрудник «зашел за угол».
Через пять километров, вне приграничной зоны, вижу такой же красный кружок в руках «человека в бушлате» напротив таблички
«санитарно-ветеринарно-экологический…» и проч. и проч. Делаю дяде ручкой, не останавливаясь. К красному жезлу выработался
устойчивый иммунитет. Но вскоре был жезл полосатый…
Не так страшен ДАИшник, как его малюют на авто ру ?
Харьков объехали по качественной окружной. Далее – Мерефа (21 км) – Красноград (73 км) – Новомосковск (90 км)
– поворот на Днепропетровск – Запорожье (99 км).
Круговое движение на выезде из Запорожья, по которому нам – прямо. Нерегулируемый пешеходный переход, за которым
– пост ДАИ. Впереди нас две местных машины, сзади – две. Дистанция – одинаково минимальная. Пешеходов на проезжей части нет.
Лейтенант выхватывает из «обоза» нас и утверждает, что мы нарушили правила проезда пешеходного перехода. На недоуменный вопрос
об украинских машинах, проехавших мимо, получен вполне однозначный ответ: «Ну я же не паук, шоб всех сразу остановить!»
Да уж, да уж. Избирательный какой-то «не-паук»… Вот что означают слова «Сделать ”Ку!• с приседанием»
в Глобальной паутине! ЭТО нужно делать перед каждым нерегулируемым переходом на Украине, даже если на нем
нет пешеходов! Причем только россиянам! Откупаемся 25 гривнами, дабы не ехать в суд, дорогу к которому
стал услужливо объяснять лейтенант… Зато я позволил себе «порезвиться» в протоколе, в котором лейтенант умудрился
сделать ошибки в моем отчестве, марке машины(!) и еще в чем-то. Трояк ему с минусом по русскому языку!
Это тоже к слову о «Паутине». В сети говорилось, что ДАИ с русскими не связываются, если последние отказываются
платить на месте. Дескать, пересылать документы в Россию, по месту жительства «нарушителя», им дольше и дороже, чем
«настрелять» своих. В этом году ДАИ, похоже, выработало новую тактику. Документы не пересылают. Просто отправляют водителей
в местный суд. Особый эффект достигается позднее 18.00, а также когда водитель за рулем третьи сутки и желания тратить
драгоценное время, оттягивая долгожданный момент купания на N-ное количество часов, нет совершенно.
Забегая вперед: на обратном пути останавливаюсь напротив этого поста и пропускаю пешехода-невидимку… Вспомнил
ли меня лейтенант?
Адвокаты рекомендуют в подобных случаях запастись свидетелями (в данном случае – несуществовавшими «подрезанными»
пешеходами) и судиться или звонить в российское посольство. А как бы поступили Вы? Можно, сославшись на отсутствие гривен,
отдать документы и ждать полгода-год, пока они дойдут домой – если вы на «Жигулях». На БМВ? Увольте…
Радует одно: это был единственный инцидент с ДАИ за все время нашей поездки. Второй на обратном пути
произошел в Симферополе. Но это уже из разряда анекдотов. Остановивший ДАИшник поинтересовался, гладил ли я дорожку
перед обратной дорогой. Прочтя в моих глазах полное недоумение, пояснил: «Ну, выпивали вчера?» Я гордо ответил, что
это – не в моих принципах. «Ну, уж пивка-то обязательно!» – не унимался он, давая понять,
что с удовольствием сделает это за меня! Не берусь утверждать, украинский, ДАИшный или БМВшный это слэнг, но в России
я ни разу не слышал такого вопроса.
Далее – Мелитополь (113 км) – поворот на Геническ (96 км) – Геническ (17 км) – и вот
она, Стрелка! Справа – Сиваш, слева – Азовское море! Мощные струи забытого уже морского и степного
воздуха врываются через люк и стекла. На въезде справа от дороги стоит очередной шлагбаум с будкой. Перед нами – микроавтобус.
Идем сзади-слева от него. Когда он проезжает в открытый шлагбаум, устремляемся на его обгон. Впрочем, шлагбаум
не перекрывает всю ширину дороги. Больше платить не хочется ничего.
Жилье, развлечения и «Стиральная доска»
В советские времена вся дорога по Стрелке была ракушечной. Волны образуются не от гусеничных тракторов:
их после распада совхозов-колхозов не осталось, а от возникающего резонанса в подвесках легковых
автомобилей и микроавтобусов. Периодически волны разгоняет «Беларусь» с парой уголков, сваренных клином, или «свиньей»,
с лежащей на них железобетонной плитой. Сегодня до села Счастливцево – бетонка. С не очень ровными стыками,
но какое же это благо в сравнении с прежней «стиральной доской»! В Генгорке и Счастливцево – масса предложений
жилья всех видов, как в Крыму. Со стоянкой и без, у моря и в 10 минутах от него, однокомнатного или
двух-этажного – на любой вкус и кошелек. Даже пансионаты и санатории приглашают желающих.
Некоторые – всех, другие – только имеющих путевки. Информацию о таком отдыхе можно прочесть на
сайте «www.genichesk.com.ua». Везде – обильная тень от деревьев и высоких кустарников. Виды развлечений – весь
ассортимент буксировки «моторками»: круг, «банан», парашют, лыжи… Есть и аквапарк, но его мы оценить не успели –
вперед, к Стрелковому. До него еще километров 10-15 по «стиралке». С нее, кстати, видим
одиночные палатки с машинами – они в 10 метрах от линии прибоя и в 20-ти друг от друга. Подвеску
машины нестерпимо жаль, но до заветного села, до нашего пляжа дотянуть со скоростью 20 км/час просто необходимо.
Вдоль «стиралки» разложены ж/б плиты – скоро и здесь пройдет бетонка. В обоих направлениях в тучах пыли
проносятся маршрутки: довольно свежие «Спринтеры», «Транспортеры», «Ивеко». Ежедневно подвергающиеся истязаниям, которые
не снятся даже инженерам-стендовикам этих фирм. Едва ли подобный профиль «зашит» в программах стендов!
И ни единого родного «ПАЗика» или «ГАЗели». Какой полигон без дела простаивает!
Стрелковое: «Мы у цели!..»
«Долго ли, коротко ли ехали…» С советских времен сохранилась металлическая конструкция с побитой временем
надписью «Стрелковое», а через двадцать метров указатель на белом фоне: «Стрiлкове». Кстати, по Симферопольскому шоссе –
ни одного указателя на русском. В Крыму же они встречаются довольно часто. На сельском рынке закупаем необходимую
провизию – есть все, кроме московских деликатесов. Русский язык не забыл никто. Гривны называют рублями, а рубли –
«русскими деньгами»(!), из-за чего в первое время могут возникнуть «непонятки».
Курс гривны к «русским деньгам» – 160 грн. на 1000 руб. На улицах – шелковичные деревья,
которых в процентном отношении не меньше, чем тополей в Нижнем. В середине июля тутовник достигает
«финальной зрелости» и пачкает руки не меньше нашей черники. Даже цвет тот же. По сладости, конечно, равных
ему ягод в нашей полосе нет. Плохо одно: шелковицу нельзя купить, как и вишню, которой здесь тоже в изобилии.
Ягоды никто не собирает. Это нужно делать самостоятельно, зато абсолютно бесплатно! За селом – ряд абрикосовых деревьев
(тоже ничьих) и руины виноградников – они так и не восстали после горбачевской борьбы за трезвость.
Поломанные бетонные столбики, мотки 5-мм стальной проволоки и сотня гектаров пеньков – все, что
осталось от некогда богатейших плантаций, сравнимых с Крымскими! Но такая картина – по пути к Сивашу.
Мы едем к морю, в противоположном направлении, по такой же «стиралке». Но это всего километр. Есть лагерь!
Уже окруженный с обеих сторон пансионатами (один построен в советские времена, второй – при независимости), но пока
абсолютно бесплатный и такой же пестрый, как 15 лет назад! Душа поет. Находим место и располагаемся: палатка и «столовая»
рядом с машиной, в 10 метрах от теплого ласкового моря! Погода: Воздух +30°С, вода – 26-28°C, дождей –
ни одного за 12 дней.
Дикари!..
Большинство современных «дикарей» питается, как и 15-20 лет назад, собственноручно приготовленной
пищей на газовых горелках, бензиновых примусах и паяльных лампах. С появлением в селе кафе это – отнюдь не необходимость.
Атмосфера «дикарской» жизни не претерпела никаких изменений! Окунувшись в нее, ощущаешь себя почти как
двадцать лет назад, когда был жив Советский Союз. Никакого воровства из палаток или машин, пьяных или межнациональных разборок.
Даже палатки в основном те же: польские с прихожими и предел мечтаний советского автотуриста – прицеп-палатка
«Скиф». Отличия – лишь в наличии национальной валюты и меньшем количестве россиян на побережье.
Раньше можно было встретить московские машины, сейчас – нет: статус и снобизм москвичей не позволяет
им забираться в эту дикую атмосферу. Они сейчас в Форосе, даже квартиры покупают!
Тем не менее, у этого вида отдыха немало поклонников. В июле на Азовском побережье можно было
встретить «Audi 80» и «Toyota Hi Ace» из Мурманской области, «Волгу» – из Тульской, «Toyota Ipsum» –
отгадайте, откуда!
Из Амурской области – это 10000 км и 9 суток пути! И даже Audi A4 с немецкими номерами.
Из чего можно сделать вывод, что Азовье имеет своих преданных завсегдатаев, готовых ради него проехать не двое суток,
как нижегородцы, а неделю! Двое суток ехали и на Запорожце. Не ожидали, что получится так же… 3 часа «положено»
отстоять на границе, еще пару-тройку – на зеленых стоянках. А еще нужно хорошо выспаться у поста ГАИ или
около дальнобойщиков.
На ближайшем подворье находим корову – теперь мы с молоком. Корова иногда питается абрикосами
(их на Стрелке больше, чем яблонь) и цветами, молоко существенно жирнее, чем у нас. Стоимость – 1 грн/литр.
Абрикосы – 1,5 грн/кг. Томаты – 5-6 грн./кг. Арбуз – 1,5 грн./кг.
На рынке – все необходимое для отдыха – очки, матрасы, купальники, круги… В кафе хорошая порция украинского
борща или супа стоит 2,5 грн., второе – 2-3 грн., компот – 0,5 грн., хлеб – 0,1 грн/кусок,
манты – 2,5 грн/порция (3 шт.), шашлык (100 гр.) – 7 грн. Вина и горилка – около 10 грн/литр.
Дорогих вин нет. Мороженое – 0,7-2 грн./шт. На Южном берегу Крыма цены на все в 1,5-2 раза выше.
В палаточном городке познакомились с семьей из Тулы на «Волге». Они отдали ДАИшникам 300 грн.(!) за «двойную сплошную»,
желая подъехать к небольшому рынку на другой стороне двухполосной дороги в небольшом городке.
Не создав при этом аварийной ситуации: ни встречных, ни попутных не было. Был только ДАИшник, выросший
откуда ни возьмись и впившийся в них изо всех ДАИшных сил. Когда они нам рассказали это, а также про
платную и столь же «обязательную» санобработку и контроль СО, мы поняли, что нам крупно повезло. Мы легко отделались.
Крым
Отдых пролетел почти мгновенно. 26 июля в Крыму встречались Президенты РФ и Украины.
Поэтому мы поехали туда 27 июля. Геническ – Джанкой – Симферополь – Алушта – Ялта – Форос(ночевка) – Севастополь –
Кача – Симферополь… Между Геническом и Джанкоем, кстати, Чонгар (старинная крепость) со стационарным постом Налоговой
инспекции, взымающей рекреационный сбор за въезд в Крым. 10 гривен – это вполне терпимо.
Там же огромный рыбный рынок, цены на котором способны побить московские. Выгоднее покупать рыбу на
небольших перекрестках.
На ЮБК на каждом съезде с правительственной трассы – две машины ДАИ, над Крымом – 2
Черных акулы», в море – сторожевики. Но трасса не перекрывалась. Что-то
там было 26-го… Нас не остановили ни разу. Местные родственницы нашей БМВ – настоящие кормильцы для ДАИ:
на крутых спусках их скорость переваливает за сотню и едут они почти по встречным. Остальные водители менее «отвязаны»,
но и для них мы нередко оказывались препятствием, поддерживая крейсерские 80-90 км/час. Что касается Фороса, то
помимо сказанного, стоит упомянуть о ценах в автокемпинге. За ночь с нас попросили по 40 грн. с человека, заметив, что
обычно берут еще за стоянку машины, но 1 ночь «простят».
Резюме
Рецепт таков: если вы едете с детьми, цените тишину и спокойствие или просто любите много купаться
и загорать – теплое Азовское море. Дайверам, конечно, там будет скучно. Подводная флора и фауна гораздо
беднее крымской, хотя бычков можно ловить руками. Если нет ограничений по средствам, но есть тяга к обществу,
увеселениям и экскурсиям – ЮБК, но в Ялте по-прежнему загорают, простите, «друг на друге» – тесно очень.
Форос – вообще «элитный курорт» с соответствующей публикой и ценами. В магазинах – московский ассортимент.
Если денег меньше, чем амбиций – запад Крыма: Кача, Песчаное, Николаевка и т.д. Цены на жилье и питание в частном
секторе – почти азовские. Отдыхать везде можно как с машиной, так и без. По Крыму регулярно организуются экскурсии
на автобусах. ДАИшники, конечно, иногда придумывают нарушения, видя русские машины, но массового характера это
не носит и проблему можно решить без нервотрепки. Бензин в России есть везде, причем даже на дорогих заправках дешевле,
чем в Нижнем.
Таможенники, в зависимости от обстоятельств, «колядуют», но с ними можно и поторговаться.
Наклейка «Rus» на крышке багажника на белом фоне – и у них одним поводом меньше. На вопрос о количестве
вывозимого с Украины спиртного правильный ответ: «Два литра», на вопрос «Заплатили ли вы за проезд по
приграничным областям (Харьковская и т.п)» – ответ «Да». Собаку в нашем салоне заметили лишь на выезде с Украины,
спросив о наличии ее паспорта и необходимых прививок. Всем «ветеринарам» и экологам с красными палочками, за
исключением сотрудников милиции, можно не стесняясь говорить «до свидания» прежде, чем они успеют
с вас что-то взять. Скорее всего, единственным новшеством к следующему году станет наказуемость
за отсутствие местной «автогражданки». В любом случае, лето оставило массу прекрасных воспоминаний!
Статья размещена с разрешения автора Артёма а также редактора нижегородского журнала
«Иномарка»
2004 год
|