Геническ дореволюционный
Геническ расположен в северо-западном
углу Азовского моря в том месте, где оно образует мелководные и далеко врезывающиеся в берег извлистые заливы, переходящие
далее в так называемый Сиваш или Гнилое море, у берегов расположены многочисленные отмели и песчаные или солончаковые острова
с узкими проливами между ними.
Вдоль одного из таких проливов (пролив Тонкий)
расположены городские постройки, станция Южных железных дорог и пристани для барж.
Против западной части города Геническ пролив
настолько сужается что через него перекинут железнодорожный мост (58 саженей длины) и рядом мост для проезжей дороги.
Через мост идет Арабатская ветвь,
отделяющаяся от путей станции Геническ близ входной стрелки и идущая далеко вглубь острова.
Остров заканчивается песчаной косой,
известной под именем Арабатская стрелка, которая покрыта толстым наносным пластом мелкой ракушки.
Этой ракушкой пользуются Южные дороги
в качестве балласта и для хозяйственных надобностей дорог ее развозится около 2-х тысяч вагонов в год.
Против пассажирского здания станции
Геническ расположены железнодорожные пакгаузы и товарные платформы, которые являются в то же время и пристанями,
так как снабжены с противоположной стороны деревянными мостками, выходящими в море.
Глубина воды здесь не превышает 4-5 футов.
Один из железнодорожных амбаров-пристаней
находится в арендном пользовании экспортной фирмы Луи Дрейфус и Ко.
Все пакгаузы и платформы идут сплошной линией,
примыкая друг к другу - линия эта заканчивается небольшой открытой платформой.
Далее к востоку на протяжении около 300
саженей тянется причальная линия общего пользования, укрепленная деревянной стенкой.
У дальнего конца причальной линии глубина
несколько больше и достигает 7-10 футов.
Поэтому здесь бывает сосредоточена главная масса барж, грузящихся хлебом.
Вдоль причальной линии мимо пакгаузов и платформ идут станционные пути, не доходя однако до конца 300-саженной
причальной полосы и заканчиваясь двумя тупиками на расстоянии около 100 саженей от крайней платформы.
В городе Геническ, близ станции
имеется много частных амбаров, куда стекается хлеб, подвозимый к Геническу гужевым транспортом.
Никаких других устройств в Геническе нет. Глубоко сидящие суда останавливаются далеко в море на открытом рейде.
Накладные расходы на хлеб в Геническе
таковы (с пуда)
Насыпка в мешки - 0.7-0.8
Доставка из амбаров на пристань с погрузкой на баржу - 1.2-1.5
Доставка на рейд - 1.2-1.5
Буксировка - 0.3
Погрузка на пароход - 0.25
Потеря зерна при перегрузке - 0.1
Сравнительно высокие
накладные расходы и невыгодное положение промежуточного пункта между крупными притягательными центрами
- Александровском и Феодосией препятствуют геническому порту распространять свое влияние на сколько-нибудь
значительный грузовой район.
Кроме железнодорожного подвоза хлеба с ближайших к Геническу станций подвоз происходил гужевым транспортом.
Сильную конкуренцию Геническу
представляет небольшой порт Хорлы, расположенный, приблизительно, в 120 верстах от Геническа при
Каркинитском заливе Черного моря, по другую сторону Перекопского перешейка и отчасти днепровская пристань Каховки.
Необходимо иметь в виду что фрахт до западно-европейских рынков от Геническа, как и вообще от
Азовских портов, выше чем от Черноморских.
Поэтому гужевая подвозка к днепровским пристаням и к порту Хорлы захватывает более обширную, по
сравнению с Геническом, часть общего грузового района, лежащего к северу от Сиваша в северных уездах Таврической губернии.
Кроме того, некоторую часть
грузов отвлекает от Геническа небольшой приморский пункт Ат-Манай, расположенный на берегу Азовского моря
близ станции Сокологорное Южных железных дорог и соединенный с последней узкоколейной веткой в 27 верст длиной.
И подъездной путь, и сама геническая приморская пристань составляют собственность частного лица Н.А.Филибера.
Портового управления в Геническе не имеется.
Посмотреть "Отдых в Геническе и на Арабатской стрелке в 2020"
Перейти в раздел "Статьи и публикации - 2019"
Вернуться в раздел "Статьи и публикации"
Вернуться на первую страницу нашего генического сайта
Информация получена и размещена 24-10-2012
www.genichesk.com.ua ©
Геническ дореволюционный
|